Версия для печати
Фото. Фото.

Храм Юнхэгун 雍和宫

Фото. Храм Юнхэгун

Ламаистский Храм Юнхэгун (Yonghegong Lama Temple) - один из главных исторических и архитектурных памятников в Пекине. Храм находится под защитой государства. Он расположен в юго-восточном углу 2-го дорожного кольца. Это один из крупнейших монастырей тибетского буддизма, который остался в Пекине. Храм вытянулся вдоль оси юг-север, его длина 480 метров, а ширина 120 метров. Весь комплекс занимает площадь около 66,440 квадратных метров.

ИСТОРИЯ ХРАМА

Строительство на месте храма началось в 1694 году при императоре Канси (Kangxi 康熙) династии Цин. Изначально он служил для проживания императорских евнухов. Затем он стал дворцом принца Юнчженя (Yongzheng 雍正) - сына императора Канси. После восхождения на трон в 1722 году половина здания была переделана в ламаистский монастырь, в то время как другая осталась императорским дворцом. Новый император стал править под девизом Юнчжэн - Гармония и Справедливость, за дворцом закрепилось название Юнхэгун, что, с одной стороны, может быть переведено, как «Дворец Мира и Гармонии», а с другой - может быть истолковано, как «Дворец Юна, Ставшего Императором».

Фото. Желтая черепица говорит об императорском статусе храма

Желтая черепица говорит об императорском статусе храма

После смерти Юнчженя в 1735 году его гроб был помещен в этот храм. Приемник Юнчженя - император Цяньлун (Qianlong 乾隆) даровал храму императорский статус. Это выразилось в том, что бирюзовая черепица была заменена на желтую, что позволялось делать только императорам. После этого все китайские императоры раз в год проводили здесь церемонию поминовения предков.

Позднее в 1744 году монастырь при храме стал резиденцией для большого числа монахов приверженцев тибетского буддизма из Монголии и Тибета. Монастырь Юнхэгун стал национальным центром администрации Ламы. Это был политический шаг, так как Цяньлун надеялся, что такое внимание к вере жителей Монголии и Тибета, к ламаистскому храму, а также признание ламаизма в качестве официальной религии успокоит людей и примерит их с правителями Китая.

Буддизм - это доминирующая религия в Китае. Буддизм попал в Китай из Индии в 1-ом столетии, но Ламаизм - одна из сект Тибетского Буддизма (она включает шаманские верования и учения) стала иметь влияние только после завоевания монголами Тибета и Китая в 13 веке. Монгольские правители имели тесные связи с лидерами Тибетского Буддизма и это привело к распространению Ламаизма по всему Китаю. Во времена династии Цин влияние Ламаизма было усилено манжурами, которые так же придерживались этой веры.

Фото. В храм приходят много верующих

В храм приходят много верующих

Храм Юнхэгун - это храм и монастырь школы Гэлуг (Geluk - Желтая Шляпа) тибетского буддизма. Этот храм один из крупнейших и важных тибетских буддистских монастырей в мире. Архитектура и роспись храма сочетают в себе китайский стиль Хань и тибетский, а так же немного монгольских мотивов. Так как монастырь был создан в честь культа Гэлуг, то храм имеет свои собственные праздники и фестивали, кроме традиционных буддистских праздников. Кроме обычных ритуалов, выполняемых по утрам 1, 10, 15 и 30-го дня каждого лунного месяца, так же проходят и другие буддистские церемонии каждый год.

Храм открылся для публики в 1981 году. На подходе к храму расположено множество лавочек, которые продают благовонные палочки и другую утварь.

В начало

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ХРАМУ

Далее на этой страничке следует описание достопримечательностей Храма Юнхэгун в порядке следования по маршруту. Для ориентирования на местности при каждом описании идет мини-карта. Эти мини-карты интерактивные, то есть вы можете кликнуть мышкой по другим местам храма на карте и сразу перейти к их описанию. Мини-карты можно увеличить, кликнув по соответствующей пиктограмме, или перейти к печатному варианту карты Храма Юнхэгун.

Вход в храм находится с южной стороны, поэтому, если вы приехали сюда на метро, вам нужно пройти вдоль его западной стены на юг. При покупке билета вам дадут небольшой компакт диск видео-гид по храму (с английскими субтитрами).

Фото. Арка Пайлоу при входе в храм

Арка Пайлоу при входе в храм

В первом дворе храма находятся три арки Пайлоу (牌楼 Pailou), украшенные драконами и цветами. Здесь же расположены кассы, сувенирные лавки и книжный магазин. Пройдя через северную арку, вы достигните еще одних трехарочных ворот - Ворот Ясного Мира (昭泰门 - Чжаотаймэнь - ZhaoTaiMen). Путь к этим воротам длиной 170 метров раньше предназначался только для императоров и назывался Императорская дорога (辇道 - Няньдао - Niandao). Она лежит между красными стенами и рядами серебристых абрикосов. Сейчас по этой дороге проходят шествия монахов во время крупных праздников.

Во втором дворе храма по каждой из сторон Ворот Мира стоят Барабанная Башня и Башня Колокола. Далее на север стоят два павильона друг напротив друга. Там можно увидеть черные каменные таблички с надписями на китайском, манжурском, монгольском и тибетских языках, описывающих историю храма.

Фото. Чан с пожертвованиями от посетителей

Чан с пожертвованиями от посетителей

Там же перед входом в павильон стоят курительницы для благовоний, пара бронзовых львов и большой металлический чан, в котором варили рис для монахов. Сейчас посетители бросают в этот чан деньги на пожертвования.

В начало

ЗАЛ НЕБЕСНЫХ КОРОЛЕЙ

Зал Небесных Королей (Тяньвандянь - Tianwandian - Heavenly Kings Hall) считается воротами и его официальное название - Ворота Гармонии (雍和门 - Юнхэмэньдянь - Yonghemendian). Но он больше известен под своим вторым названием. Это связано с тем, что согласно буддистской традиции первый зал в монастыре обычно называется Храм Майтрейи или Зал Небесных Королей. Зал Небесных Королей самый южный зал и изначально служил как главный вход в монастырь. В центре этого зала стоит статуя улыбающегося Будды - Майтрейи. В Китае его обычно изображают веселым толстяком, за что его прозвали Будда с Большим Животом.

По легенде он родился 1000 лет назад. Он постригся в монахи в монастыре Юэлинь, что в уезде Фэнхуа провинции Чжэцзян, а затем отправился странствовать, проповедуя буддизм, имея с собой всего лишь сумку для сбора подаяний. Так как во время проповедей он называл себя Буддой Будущего, то после смерти люди стали называть его Будда Майтрея (Maitreya). По сторонам от статуи Майтрейи стоят сандаловые пагоды. На каждой пагоде - множество маленьких изображений Будд, что символизирует долголетие.

Фото. Статуя улыбающегося Будды Будущего - Майтрейи

Статуя улыбающегося Будды Будущего - Майтрейи

Вдоль стен зала стоят устрашающего вида статуи четырех Небесных Королей - небесная стража. По буддистской теории земля делиться на четыре мира : северный, южный, восточный и западный. Каждый из этих миров охраняется своим Небесным Владыкой.

Так воин с мечом охраняет Южный мир, его зовут Цзэнчжан (Zengzhang). Если злые духи или демоны посмеют переступить порог храма, он произнесет заклинание и подбросит свой меч в небо. В мгновение ока меч низвергнется на пришельцев, карая их за дерзость. Рядом с ним расположился Чиго (Chiguo), Небесный Владыка Восточного мира. Он играет на пипе - 4-струнной китайской лютне. Во время сражений от его игры на инструменте у врагов начинается головная боль. Так он и побеждает соперников.

Напротив него стоит Довэнь (Duowen), Хранитель Северного мира. Он держит в руках огромный зонт. Стоит только ему раскрыть его, как небо над полем битвы темнеет и начинается буря, а со всех сторон летят камни и песок. Враги словно слепнут, но этого мало - как только Довэнь сложит зонт, их всех затягивает вовнутрь. Хранителя с белой змеей зовут Гуанму (Guangmu). Он Владыка Западного мира. Его змея может нагонять облака и напускать туманы, а затем сбивать врагов с ног струей воды.

Вэйто

Позади Зала Небесных Королей стоит статуя Вэйто, обращенная на большой двор. Вэйто - один из хранителей буддизма. Его статуя выполнена из сандалового дерева. Согласно одной из легенд, Вэйто мог летать над землей. Так сразу после кремации Будды Татагаты (Tathagata Buddha) внезапно появился призрак, схватил два зуба Будды и сбежал вместе с ними. Узнав об этом, Вэйто пришел в ярость и погнался за призраком по воздуху. Призрак был очень быстрым и проворным, но Вэйто догнал его и вернул два зуба Будды. После этого Вэйто стал охранником могилы Будды.

Фото. Бронзовый Жертвенник и Гора Сюйми

Бронзовый Жертвенник и Гора Сюйми

Бронзовый Жертвенник

Далее на пути к Залу Гармонии и Мира на мраморном основании стоит бронзовый жертвенник (Тунсянлу - Tongxianglu), отлитый в 1748 году. Он имеет высоту 4,2 метра и украшен драконами, играющими с жемчужиной. Сам жертвенник стоит на трех львах с шарами. Таких триподов в Китае всего два. Второй стоит в Запретном Городе.

Гора Сумеру

Позади этого жертвенника стоит Гора Сумеру (Сюймишань - Xumishan - еще одно название Sumeru) - бронзовая скульптура династии Мин, которая символизирует буддистское представление о мире. На верху лежит легендарный рай, где Будда Сакьямуни (Sakyamuni) и люди моральной чистоты живут после смерти. Смертные обитают в середине, а место дьяволов и грешников - в нижнем мире - в Аду. Расположение звезд на скульптуре приблизительно соответствует данным современной астрономии.

Теперь пройдем далее на север ко второму главному залу храма - Залу Гармонии и Мира.

В начало

ЗАЛ ГАРМОНИИ И МИРА

Зал Гармонии и Мира (Юнхэгундянь - Yonghegongdian) это второй главный зал в храме. Раньше это было место встречи императора Юнчженя (Yongzheng 雍正). Согласно буддизму второй главный зал в храме носил еще одно название - Зал Махавира (Mahavira) или по китайски Великий Храм Могущественных Сокровищ (Дасюнбаодянь - Daxiongbaodian). Махавира это прославленный проповедник и основатель джайнской философии.

На центральном алтаре зала стоят три бронзовые статуи Будды трех возрастов. Сакьямуни (Sakyamuni) - Будда Настоящего в центре, Yeja - Будда Прошлого справа и Майтрея (Maitreya) - Будда Будущего слева. Перед Сакьямуни расположены статуи его двух учеников - Ананда (Ananda) слева и Махакасяпа (Mahakasyapa) справа. В руках некоторых Будд - ленты, известные как хата (hada) - наиболее ценный подарок Знатным.

Фото. Сакьямуни - Будда Настоящего

Сакьямуни - Будда Настоящего

Перед центральным алтарем расположены семь сокровищ : золото, серебро, нефрит, жемчуг, морская раковина, алмаз, жадеит. А также восемь магических энергий : колесо закона, раковина моллюска, зонт, полог, цветок лотоса, крытая ваза, пара рыбин и бесконечный узел.

Вдоль стен зала стоят статуи 18 архатов. При жизни Будды не существовало написанных сутр. Но после смерти 500 его последователей записали его учение. За это 500 монахов стали архатами. Здесь, на западной стене зала, находится картина "Тысяча рук и глаз Бодхисаттвы". Говорят, что он может увидеть все людские горечи и трудности и помочь преодолеть их.

Фото. Статуи Архатов

Статуи Архатов

Залы Четырех Дисциплин

По сторонам двора, в котором стоит Зал Гармонии и Мира стоят еще четыре зала, предназначенные для изучения специальных дисциплин. Медицины - Зал Медицины, математики - Зал Математики, эзотерики - Зал Эзотерики и буддистской философии - Зал Экзотерики. 26 студентов - тибетцев и монголов были посланы сюда из Внутренней Монголии, Цинхая (Qinghai) и Ляонина (Liaoning). Они прибыли в Юнхэгун весной 1981 года и приняли участие в буддистских церемониях.

Самому молодому было 20 лет, а самому старшему - 34 года. Все они были из буддистских семей и должны были изучать тибетский язык, религиозные дисциплины Желтой Секты, а также традиционные сутры и религиозные ритуалы. Половину своего времени они тратили в классных занятиях, а остальное время уходило на службу в группах. Они подчинялись строгим монашеским правилам, потому что должны были стать приемниками старых лам, которые служили в храме в то время.

Следующий зал храма, стоящий на севере - Зал Вечного Благословения.

В начало

ЗАЛ ВЕЧНОГО БЛАГОСЛОВЕНИЯ

Зал Вечного Благословения (Юнюдянь - Yongyoudian) был жилой зоной для императора Юнчженя (Yongzheng 雍正), когда он был принцем и местом, куда был помещен его гроб, после его смерти. Название залу дал его сын - император Цяньлун (Qianlong 乾隆). Император Цяньлун часто приходил сюда, что бы принести жертвы в честь своего отца во время его болезни.

Фото. Вход в Зал Вечного Благословения

Вход в Зал Вечного Благословения

В этом здании стоят три больших статуи Будды, вырезанные из сандалового дерева. С правой стороны - Бхайшаджьягуру (Bhaisajyaguru) - Будда Медицины, который является патроном медицины и лекарств от всех болезней. С левой стороны - Симханада (Simhanada) - Рычащий как лев Будда, который проповедует буддизм и грозит дьяволам и злым духам своим громким голосом, похожим на рык льва. И в середине стоит Будда Амитаюс (Amitayus) или Будда Долголетия - основатель легендарного рая. Буддисты верят, что если они будут следовать системе Амитаюс и практиковать буддизм, они получат долголетие и мир, а в последствии будут допущены в легендарный рай после смерти. Вот почему они всегда говорят - "Амитаюс". Так же в этом зале хранятся множество статуэток маленьких Будд. Эти статуэтки остаются после смерти лам.

Далее на севере стоит Зал Колеса Закона.

В начало

ЗАЛ КОЛЕСА ЗАКОНА

Зал Колеса Закона (Фалуньдянь - Falundian), украшенный пятью позолоченными пагодами, служил местом для чтения священных книг и проведения религиозных мероприятий. В зале находится большая (в 6 метров высотой ) позолоченная статуя Цонкапа (宗喀巴 - Tsong Khapa) на цветке лотоса. Цонкапа - основатель одной из школ Буддизма - Гэлуг (Желтая Шляпа - Geluk). Он родился в провинции Цинхай (Qinghai) в 1357 году и стал тибетским ламой, когда ему было всего 14 лет.

Фото. Статуя Цонкапа

Статуя Цонкапа

Ламаизм делится на пять сект : Красную, Цветочную, Черную, Белую и Желтую. Во времена молодости Цонкапа была очень популярна Красная Секта и ламы носили шляпы красные снаружи и желтые внутри. Согласно законам Красной Секты главные ламы могли жениться и передавать по наследству свой пост детям. Это привело к застою в развитии секты. Цонкапа увидел дефект в такой практике, и решил реформировать ее. При этом он вывернул свою шляпу наизнанку - желтой стороной наружу и красной внутрь. Это стало символом Желтой Секты. Он выпустил 253 предписания, включая запрет на женитьбу и систему наследование. Благодаря этим предписаниям и запретам он не только завоевал популярность среди лам, но и среди правителей династии Мин. Вскоре он получил административную и религиозную власть в Тибете. В течении короткого времени Желтая Секта стала широко популярной.

Как уже говорилось выше в Зале Колеса Закона стоит статуя великого мастера Цонкапы. В правой руке статуи - меч, а в левой книга, что символизирует силу и мудрость. Отливка статуи в 1924 году обошлась в 200,000 серебряных доллара. По прошествии многих лет блеск и сияние заменила патина. В 1982 году статуя была позолочена. Но очень мало людей знают, что золото для этого нашлось в мусоре - в хламе, который остался после смерти одного старого ламы, умершего весной того же 1982 года.

Вот эта история. Однажды Нима (Nima) - наблюдательный 70-ти летний лама заметил маленькую подушку среди вещей покойного. Хотя она была грязная и, казалось, не имела никакой ценности, он взял ее к себе в комнату. Несколько дней позже к нему пришла его племянница и, увидев грязную подушку на его кровати, спросила : "Зачем ты хранишь ее? Я могу купить тебе новую." Лама сказал, что в этом нет необходимости и у него есть деньги, просто ему жалко ее выкидывать, так как она может пригодиться. Племянница сказала, что в этом случае она заберет подушку домой и постирает ее для него. Когда она опустошила подушку для стирки, то из нее вывалилось золотое ожерелье и золотые браслеты. Ошеломленная, она вернулась к дяде, чтобы рассказать ему о находке. Старый лама решил отдать эти сокровища храму на восстановление статуи Цонкапа. Комитет храма по религиозным делам обменял их на золотую фольгу для позолоты. В августе того же года ламы и монахи со всей страны присутствовали на церемонии сброса покрывала со статуи, которая предстала в новом, сияющим золотом обличье.

Фото. Позолоченная пагода на крыше Зала Колеса Закона

Позолоченная пагода на крыше Зала Колеса Закона

Справа и слева от фигуры Цонкапы находятся два трона для Далай Ламы и Панчен Ламы. Когда Цонкапа был жив, у него было два знаменитых ученика : Далай и Панчен, которые позже стали считаться реинкарнацией Цонкапы. Они унаследовали звание Живущего Будды после смерти Цонкапы с титулами Первого Далай Ламы и Первого Панчен Ламы. Сейчас в наше время есть Далай Лама Четырнадцатый и Панчен Лама Одиннадцатый. В 1954 году Панчен Лама проводил здесь буддистские церемонии. Вообще "далай" означает "безбрежное море" по монгольски, а лама - "учитель" по тибетски.

Так же в этом зале можно увидеть на боковых стенах фрески, рассказывающие о жизни Сакьямуни (Sakyamuni), о том, как он был рожден и как проповедовал буддизм. Фрески были восстановлены в 1953 году.

Здесь можно увидеть так называемые Колеса Вращающихся Писаний (经典转轮). Внешне они похожи на вращающиеся барабаны с надписями на них. Говорят, что каждое колесо, большое или маленькое, несет на себе буддистское послание - сутру. Если вы повернете его на один оборот, то это означает, что вы прочитали все это послание. В самом зале вдоль его стен стоят книжные полки, на которых находятся 108 томов Буддистских Сутр на тибетском языке, переведенные с древнеиндийского языка.

Фото. Колеса Вращающихся Писаний

Колеса Вращающихся Писаний

Еще одна достопримечательность Зала Колеса Закона - Гора Пятиста Архатов (五百罗汉山). Гора вырезана из красного сандалового дерева , а архаты сделаны из пяти разных материалов : золото, серебро, медь, железо и олово. Когда Сакьямуни проповедовал, его слова не записывались на бумаге. Позже 500 его последователей написали Великую Тибетскую Буддистскую Сутру в соответствии с тем, что говорил Сакьямуни. За этот вклад, они были возведены в сан архатов.

Теперь пройдем дальше на север к Павильону Десяти Тысяч Радостей

В начало

ПАВИЛЬОН ДЕСЯТИ ТЫСЯЧ РАДОСТЕЙ

Павильон Десяти Тысяч Радостей (Ваньфугэ - Wanfuge) также называется Башня Великого Будды. В центре этого строения находится невероятно высокая (26 метров) статуя Майтрейи - Будды Будущего, вырезанной из цельного ствола белого сандалового дерева. Стоил он 80,000 лян серебра (2500 кг серебра). Высота статуи над землей 18 метров, а в землю она вкопана на 8 метров. На транспортировку ствола из Непала в Пекин ушло три года. Причем сначала вкопали ствол в нужном месте, а затем вокруг него возвели стены и крышу здания, и лишь после этого вырезали саму статую. Эта статуя в 1990 году была занесена в Книгу Рекордов Гиннесса.

Фото. Статуя Майтрейи - Будды Будущего

Статуя Майтрейи - Будды Будущего

Павильон воздвигли в храме в 1744 году, но его достраивали вплоть до 1750 года. В то время император Цяньлун (Qianlong 乾隆) считал, что задний двор храма выглядит пустынным и решил построить высокую башню со статуей Будды внутри. Но найти сандаловое дерево таких больших размеров было очень трудно. Об этом узнал тибетский посол и рассказал все Седьмому Далай Ламе. Вскоре огромный белый сандал был привезен в Непал из Индии. Далай-лама обменял огромное дерево на драгоценности и отправил его в подарок императору. Так он выразил свою благодарность за то, что Цяньлун помог подавить восстание в Тибете и вернул власть Далай Ламе. Чтобы перевезти дерево по Янцзы через Великий Канал в Пекин, потребовалось 3 года. Еще три года ушло на резьбу. В 1750 году строительство павильона было закончено.

Павильон Десяти Тысяч Радостей получил свое имя потому, что позади статуи Великого Будды находятся три ряда фигурок маленьких Будд. Всего их 10000.

Павильон прошел реставрацию в 1978 году, а для публики был открыт в 1992 году. Последняя реставрация началась в 1992 году и была направлена на восстановление статуи Великого Будды. Реставрация закончилась в октябре 1993 года. На реставрацию ушло 500,000 юаней, из которых большая часть была потрачена на золотую фольгу.

В истории этого храма есть и русский след. В свое время благодаря начальнику Русской духовной миссии в Китае архимандриту Иннокентию удалось защитить сокровища храма. В 1900 году иностранные войска, ворвавшиеся в столицу, грабили и разоряли древние святыни. Когда к воротам Юнхэгуна подошли иностранные солдаты, к ним навстречу вышел архимандрит, который по стечению обстоятельств находился там. В результате переговоров он сумел остановить бесчинства.

Фото. Запись в Книге Рекордов Гиннесса

Запись в Книге Рекордов Гиннесса

Сейчас в храме живут около 70 монахов. За небольшое вознаграждение вы можете попросить монаха благословить какую-нибудь вещь, например нефритовый браслет.

В начало

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Адрес:
No.12, Yonghe Gong street, Dongchen District, храм расположен не далеко от Российского Посольства
Телефон:
+86-10-6404-4499
Время для посещения (время местное):
апрель - октябрь 09:00 - 16:30
ноябрь - март 09:00 - 16:00
Плата за вход:
25 юаней
Сайт:
www.yonghegong.cn
Как добраться:
1. метро : линия 2 или 5 - остановка Yonghegong (雍和宫), затем идите на юг по улице Yonghegong Street вдоль западной стороны храма к южным воротам
2. автобусы : 特2, 13, 18, 44, 62, 75, 116, 684, 800内, 800外, 909. Остановка Yonghegong Qiaodong (雍和宫桥东)
3. автобусы : 13, 116, 117, 684. Остановка Yonghegong (雍和宫)
4. автобусы : 13, 684. Остановка Guozigian (国子监)

ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ GPS

Все точки даны в WGS 84:
  1. Станция метро 2 и 5 линии "Yonghegong Temple" - 39°56,893'N, 116°24,634'E
  2. Храм Юнхэгун - 39°56,741'N, 116°24,661'E
  3. Храм Конфуция - 39°56,686'N, 116°24,501'E
  4. Императорская Академия - 39°56,684'N, 116°24,423'E
  5. Парк Храма Земли (Ditan Gongyuan) - 39°57,086'N, 116°24,589'E
  6. Храм Болинь (Bolin Temple) - 39°56,634'N, 116°24,823'E