Великая Стена 塞外

Фото. Стена Бадалин

В Китае говорят, что человек, который не был на Великой Стене, ненастоящий человек. Великая Стена (Сайвай - Saiwai) - это одно из чудес света и единственное рукотворное строение, видимое с Луны. Если кирпичи и камни, из которых сделана стена, выложить в другую стену, толщиной метр и высотой пять метров, то эта стена спокойно обогнет Землю по экватору. Если вы приехали в Пекин, постарайтесь найти время для ее посещения.

ИСТОРИЯ

Исторические записи отслеживают начало строительства стены как защитного фортификационного сооружения еще в 656 году до н.э. во времена династии Восточная Чжоу (Период Весны и Осени). Затем строительство продолжилось в период Воюющих Государств (475 - 221 годах до н.э.), и для того, что бы защитить свои территории от племен, живущих к северу от горных гряд Иньшаня (Yinshan) и Яньшаня (Yanshan), они стали возводить стены вдоль своих границ.

В 221 году до н.э. первый император династии Цинь Шихуанди (Shi Huangdi 始皇帝) завоевал самостийные царства и объединил Китай. Что бы защитить страну от вторжения кочевых народов с севера, раннее разрозненные куски стены были объединены и расширены. Эта грандиозная стройка продолжалась девять лет. В ней участвовало около 300 тысяч солдат, а также сотни тысяч пленных, каторжников и крестьян. Именно тогда сформировалась основа современной Великой Стены.

Фото. Стена Бадалин

Стена Бадалин

При последующих династиях расширение стены продолжилось, а ее наибольшее усиление произошло при династии Мин, когда 18 участков были укреплены кирпичами и камнями. Те участки стены, которые сейчас посещают туристы, в основном остались от династии Мин. Стена в то время начиналась от Линьяо (Linyao) в провинции Ганьсу (Gansu) и заканчивалась в провинции Ляонин (Liaoning), а ее длина достигала более 5,000 километров или 10,000 ли (ли - единица длины в Китае, которая приблизительно равна 0.5 километров), поэтому ее стали называть "Великой Стеной Десяти Тысяч Ли" (Вань Ли Чан Чэн - Wan Li Chang Cheng).

ДЛИНА ВЕЛИКОЙ СТЕНЫ

Есть разные данные о длине Великой Стены, что связанно с историей Китая, когда на протяжении более чем 20 династий и государств императоры и правители строили свои собственные стены в разных местах. В соответствии с историческими документами есть три участка с длиной более 10000 ли (5000 км). Первый участок построен при правлении императора Шихуанди (Shi Huangdi 始皇帝). Он начинается от Линьтао (Lintao) на западе и заканчивается в Ляодуне (Liaodong) на востоке.

Второй участок, построенный при династии Хань (206 до н.э. - 220), начинается от сегодняшнего Синьцзяна (Xinjiang) и заканчивается в Ляодуне (Liaodong). Участок содержит внутреннюю и внешнюю стены с башнями. Его длина более 20000 ли (10000 км).

Фото. Стена Бадалин

Стена Бадалин

Третий участок построен при династии Мин (1368 - 1644). Он идет от Перевала Цзяюйгуань (Jiayuguan Pass) в Ганьсу (Gansu) на западе и заканчивается у реки Ялу (Yalu) на востоке. Если сложить все участки, построенные при разных династиях, то их общая длина составит около 100000 ли (50000 км). Руины этих стен разбросаны по 16-ти провинциям, городам и автономным регионам Китая, например, только во Внутренней Монголии длина таких риун 30000 ли (15000 км).

Большинство стен, построенных в ранние периоды, сейчас разрушены, и только участок, созданный при династии Мин, относительно хорошо сохранился. Так что когда говорят о Великой Стене, имеют в виду прежде всего Великую Стену династии Мин, длина которой 12000 ли (6000 км). Кроме того, строились двойные и тройные стены, а с учетом петель и ответвлений длина стены может возрасти еще больше.

Кроме ли и километров длину стены можно измерить и в человеческих жизнях. Говорят, что Великая Стена - это самое длинное кладбище в мире.

Фото. Стена Бадалин

Стена Бадалин

Сейчас секции стены Бадалин, Симатай, Мутяньюй и Цзяюйгуань очень популярны среди туристов. Бадалин - типичный участок Великой Стены, самое знаменитое место в Китае, которое всегда заполнено посетителями, приезжающими со всего мира.

ВЕЛИКАЯ СТЕНА БАДАЛИН

Великая Стена Бадалин (Badaling Great Wall) была построена приблизительно в 1505 году во времена династии Мин. Это было важное фортификационное сооружение, которое сейчас является самой впечатляющей и характерной секцией Великой Стены. Она расположена в районе Яньцин (Yanqing) в 70-ти километрах к северо-западу от центра Пекина. Извиваясь, стена проходит на высоте 1,000 метров и величественно огибает волнистые горы.

Это архитектурное чудо поражало многих мировых лидеров, например, его посещали Ричард Никсон (Richard Nixon) и Маргарет Тетчер (Margaret Thatcher). В 1987 году стена Бадалин была занесена в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО (World Heritage List of UNESCO), а 7 июля 2007 она подтвердила свое звание, которое Великая Стена носит уже много столетий : она попала в список Новых Семи Чудес Света (New Seven Wonders of the World).

Фото. Стена Бадалин

Стена Бадалин

Китайское слово "Бада" означает "дающий доступ во все направления", что говорит о стратегической важности этого участка в обороне Пекина. По этой причине стена в этом месте выше и прочнее по сравнению с другими участками. Его длина 3741 метра, высота - 8,5 метров, ширина у основания 6,5 метров, а вверху 5,7 метров. Стена сделана из больших гранитных плит, которые окружают слой земли и гравия. Верхний гребень стены сделан из больших кирпичей, которые образуют гладкую дорогу, достаточно широкую, что бы десять человек или пять всадников на конях могли пройти по ширине.

Парапет на гребне, сделанный в виде зубцов, образует защитный барьер против захватчиков. Сквозь отверстия в зубцах солдаты могли наблюдать за окрестностями и стрелять по врагу. Через каждые 400 метров по длине стены стоят двухэтажные башни, второй этаж которых давал солдатам дополнительное преимущество над нападающими, а изогнутые перекрытия ниже служили для хранения артиллерии и для отдыха часовых. Большое количество сигнальных башен позволяло защитникам сообщать о приближении врага, передавая сигнал от одной башни к другой.

Вообще сигнальные башни были важной частью всех фортификационных сооружений древнего Китая, потому что могли передавать предупредительные сигналы. Начиная с династии Мин, количество дыма и выстрелов из пушек соответствовало определенной информации о враге, например, один сигнал дымом с одним выстрелом из орудия означал приближение 100 человек противника, два сигнала с двумя выстрелами - 500 врагов, а три сигнала с тремя выстрелами - более чем 1000. Как только сигнал подавался на одной башне, другие тут же передавали его дальше, предупреждая о приближающейся угрозе.

Фото. Стена Бадалин

Стена Бадалин

Начиная с династии Цин (1644-1911), Великая Стена Бадалин перестала использоваться, как военный объект. В 1949 году были проведены реставрационные работы, и сейчас это место многих современных развлечений. Например, Музей Великой Стены и Круговой Кинотеатр дают обширную информацию об истории и культуре времен строительства Великой Стены.

Круговой Кинотеатр Великой Стены

В Круговом Кинотеатре Великой Стены (Great Wall Circle Vision Theatre), который был построен 2 сентября 1990 года, можно посмотреть фильмы о Великой Стене и ее участках в разное время года. Также здесь показывают различные истории, связанные с Великой Стеной, например, церемонию коронации первого императора династии Цинь, легенду о Мэн Цзянну (Meng Jiangnu) и другие. Все это позволяет зрителям узнать о прошлом и настоящем Великой Стены.

Для показа фильмов используется круговой экран, обеспечивающий обзор 360 градусов, что вместе со стерео эффектами оставляет незабываемые впечатления. Вместимость кинотеатра 600 мест. Каждый фильм длится 17 минут с интервалами в 5 минут. Театр работает с 08:00 до 17:00. Цена составляет 32 юаня за человека.

Общая информация о Бадалин

Участок Великой Стены Бадалин, открытый для туристов, разделен на две части : левую и правую (если смотреть со стороны Пекина). Левая часть немного короче и меньше загружена туристами, а правая приведет вас к самой высокой точке Стены Бадалин. Эта часть всегда забита туристами, но ближе к концу этого участка людей становится все меньше и меньше. Вы можете пройтись по обоим участкам, купив один билет.

Фото. Канатная дорога

Канатная дорога

Для удобства туристов участок Бадалин оборудован канатной дорогой, строительство которой началось в 1988 году, а общая стоимость составила 5 миллионов долларов. Проект состоял из двух стадий. Первая - это северная (правая) линия длиной 725 метров с одной подземной станцией наверху и второй, полуподземной, внизу. Вторая стадия - южная (левая) 625 метровая линия, обе станции которой надземные. Причем эти линии построены таким образом, что их практически не видно со стены.

При посещении Великой Стены особое внимание обратите на обувь. Во-первых, она должна иметь нескользящую подошву, так как на стене есть крутые подъемы и спуски, а ступеньки сточены миллионами людей. А во-вторых, это должны быть кроссовки и только кроссовки, иначе на следующий день вы не сможете ходить из-за разбитых ног. Автор этого сайта - печальный тому пример. Если вы не взяли их с собой, то купите в ближайшей от вашей гостиницы лавке за 40 - 50 юаней (их как раз должно хватить на время путешествия, пока они не развалятся). Одежда должна быть по сезону с учетом возможного ветра на стене.

Теперь один из главных вопросов : стоит ли ехать именно на участок Великой Стены Бадалин или предпочесть другие. Все больше путеводителей и сайтов в интернете рекомендуют избегать Бадалин из-за его перегруженности. Что говорить, даже мой гид в Пекине упрашивала меня поехать на другие участки вместо Бадалиня. Все это правда, поэтому перед выбором, куда ехать, подумайте, зачем вам стена. Если вы хотите увидеть мертвые камни, аккуратно уложенные в ряд или вы желаете помедитировать в тишине на одном из изгибов Великой Стены, то вам на другие менее загруженные участки. Если же стена для вас - это часть современного Китая, а толпу вокруг вы воспринимаете, как обязательную часть шоу-программы, то Бадалин вас не разочарует.

Фото. Пробка при подъезде к стене Бадалин

Пробка при подъезде к стене Бадалин

Ниже разбираются два способа доставки до Бадалиня, их плюсы и минусы. По существу до этого участка стены можно добраться либо на авто, либо ж/д транспорте.

Автотранспорт - это рейсовые автобусы, туристические автобусы и такси. Цены на стоимость их услуг приведены чуть ниже. Минус автотранспорта один - это огромная пробка перед стеной. Автотранспорт останавливается уже за 3 километра до стены и дальше едет со скоростью около 2 км/час. То есть быстрее дойти пешком, что практически все туристы и делают (за исключением пожилых).

Но здесь есть один нюанс. Где-то за полтора километра до стены дорога разделяется на две. Правая ведет дальше к стене (туристы идут по ней), а левая ведет к парковкам для транспорта. На развилке стоит человек с рацией и пропускает машины только налево (очевидно, когда ему сообщают по рации об освободившихся местах на стоянках). То есть дальше дорога к стене становится пустой. И здесь обратите внимание на потрепанные машинки и микроавтобусы у обочины - это частники. Пока остальные туристы не опомнились, смело подходите к этим машинам и нанимайте. Цена весьма демократичная - так за целый микроавтобус я отдал 20 юаней, что приемлемо даже для одного человека.

Второй способ добраться до стены Бадалин - поезд. Самый главный плюс - никаких пробок. Эти поезда отправляются с Северного Пекинского Вокзала. Ниже приведены расписание движения. Эти расписания для справки - точное время лучше узнать на месте. Внимание!!! Бадалин для этих поездов - промежуточная станция, не пропустите.

Расписание поездов

Северный Пекинский Вокзал - Яньцин (Beijing North - Yanqing 北京北站 - 延庆)

Номер поезда Отправление из Пекина Прибытие в Бадалин Время в пути
S201 06:12 07:30 01ч 18м
S203 07:58 09:19 01ч 21м
S205 08:34 09:43 01ч 09м
S207 09:02 10:14 01ч 11м
S209 10:57 12:11 01ч 14м
S211 12:42 14:00 01ч 17м
S213 13:14 14:23 01ч 09м
S215 13:33 14:49 01ч 16м
S217 15:24 16:42 01ч 17м
S219 17:11 18:29 01ч 18м
S221 17:41 18:55 01ч 14м
S223 18:01 19:18 01ч 17м
S227 21:30 22:43 01ч 13м

Яньцин - Северный Пекинский Вокзал (Yanqing - Beijing North 延庆 - 北京北站)

Номер поезда Отправление из Бадалина Прибытие в Пекин Время в пути
S208 08:23 09:46 01ч 23м
S210 10:53 12:13 01ч 20м
S212 11:21 12:41 01ч 20м
S214 11:51 13:12 01ч 21м
S216 13:03 14:20 01ч 17м
S218 15:19 16:43 01ч 24м
S220 15:51 17:25 01ч 34м
S222 16:23 17:39 01ч 20м
S224 17:34 18:54 01ч 20м
S226 19:55 21:15 01ч 20м
S230 20:46 22:16 01ч 30м
S232 21:53 23:16 01ч 23м

Плата за проезд : 6 или 12 юаней (в зависимости от класса). Учтите, что места в билетах не указываются - где сядете, там и сядете.

Кроме этих поездов на этом направлении ходят и другие, включая специальные туристические, которые пускают в пиковый сезон.

По прибытию на Бадалин от станции до стены остается еще 800 метров пешком. В какую сторону идти определить легко - просто следуйте за толпой.

Теперь минусы поезда по сравнению с автотранспортом. Во-первых, вам придется добираться до Северного Вокзала, а машина или арендованный автобус заберут вас от гостиницы и вернут туда же. Во-вторых, если вы заказали поездку до Бадалиня через солидную турфирму, то вас обязательно по пути к стене или обратно завезут на Жемчужную Фабрику и Фабрику Перегородчатой Эмали. Плюс накормят там обедом. Естественно на поезде вы это сделать не сможете. И, наконец, очень часто посещение Стены Бадалин совмещают с визитом к Гробницам Династии Мин. Опять же, поезд к гробницам отвернуть не сможет.

ПОКУПКА БИЛЕТА НА ПОЕЗД ДО БАДАЛИН

Ниже описывается процесс покупки билетов на поезд до Бадалиня на Северном Пекинском Вокзале. Берем вариант, когда на Северный Вокзал вы приезжаете на метро - для этого надо доехать до станции Xizhimen (西直门) 2-ой, 4-ой или 13-ой линии. Приехав на станцию, следуем по указателям "Beijing North Station".

Фото. Указатели из метро до Северного Вокзала

Указатели из метро до Северного Вокзала

Из метро вы попадете в подземный кассовый зал. Если все окошки кроме одного в этом зале закрыты (как на фотографии ниже), то сразу поднимайтесь в наземный кассовый зал. В единственном открытом окошке билеты не продают, а возвращают деньги за неиспользованные. Обратите внимание на табло в кассовых залах. Там выводится информация о наличии свободных мест на поезда текущего дня и следующего.

Фото. Подземный кассовый зал

Подземный кассовый зал

В надземном кассовом зале, а также в подземном (если открыты окна) проходим к любой кассе и говорим слово "Бадалин". Если вы хотите купить билет на дату, отличную от текущей, то напишите эту дату на листочке и передайте ее кассиру. Формат : год - месяц - день. Для исключения путаницы желательно продублировать месяц словами, хотя бы на английском.

Фото. Надземный кассовый зал

Надземный кассовый зал

В кассе за свои деньги вы получите билет, изображенный ниже. На нем можно увидеть цену за билет - 6 юаней, дату отправления и загадочные символы S2. Это означает, что по этому билету вы можете доехать до Бадалиня на ЛЮБОМ ПОЕЗДЕ, номер которого начинается с S2, на дату, указанную на билете. Вот почему в кассе не нужно называть номер поезда или время его отправления.

Фото. Билет до Бадалиня

Билет до Бадалиня

После покупки билета проходим в зал ожидания (слева от наземных касс, если смотреть на вокзал с улицы). При входе в зал ожидания нужно показать билет на поезд и пройти проверку безопасности. Далее определяемся с выходом на платформы (их два). Это можно сделать по табло, где написан номер поезда, начинающийся с "S2".

Фото. Табло с номером поезда и номером ворот

Табло с номером поезда и номером ворот

Кроме табло в зале ожидания стоят стойки с уже знакомыми "S2". Они указывают на место сбора желающих сесть на поезд до Бадалиня.

Фото. Указатель места сбора на поезд

Указатель места сбора на поезд

И, наконец, обратите внимание на толпоотбойники, где кучкуется народ - это ваши попутчики до Бадалиня.

Фото. Толпоотбойники

Толпоотбойники

После выхода на платформы ищем свою по табло.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Телефоны:
+86-10-6912-1383, +86-10-6912-1737
Официальный сайт (русский):
www.badaling.cn/language/ru.asp
Стоимость входа:
билет в виде почтовой открытки : 45 юаней
обычный билет : 40 юаней
Время работы:
лето : 06:30 - 19:00
зима : 07:00 - 18:00
Канатная дорога:
билет в одну сторону - 80 юаней, в обе стороны - 100 юаней
Скоростное скольжение:
билет в одну сторону - 30 юаней, в обе стороны - 60 юаней
Как добраться:
1. автобусы :
- 919 (Deshengmen - Tiyuchang Xiaoou , 德胜门 - 体育场小区), проезд - 12 юаней, Badaling - 12 остановка, время работы 06:00 - 19:00, обратный 05:00 - 18:30.
- 880 (Deshengmen - Huaqiao Nongchang , 德胜门 - 华侨农场), проезд - 18 юаней, Badaling - 6 остановка, время работы 07:00 - 19:30, обратный 04:30 - 17:00.
Время в пути 1-2 часа.
Все они отправляются с автовокзала Deshengmen Long Distance Bus Station (сокращенно 德胜门), который находится к востоку от станции Jishuitan 2-ой линии метро. Учтите, что автовокзал тянется от самой станции метро до ворот Дэшэнмэнь 500 метров. Собственно остановка автобусов до стены Бадалин находится около городских ворот Дэшэнмэнь. Кстати в этих воротах находится неплохая выставка монет.
2. туристический автобус с площади Тяньаньмэнь (天安门) до Бадалин (八达岭长城)
3. такси - очень дорого. Если ехать по счетчику, то вам это обойдется в 800 юаней в обе стороны. Но можно нанять такси на день. Поторговавшись, вы сможете договориться за 400 юаней. Если ехать в компании, то цена вполне приемлемая. Что бы не быть обманутым, платите в конце дня.
4. поезд до станции Бадалин (Badaling).

Далее идут описания других участков Великой Стены, которые находятся в пригородах Пекина. Автор не был на этих секциях стены и вся информация, собранная о них, взята из путеводителей и дана для справки. Фотографии на этой странице также - только Бадалиня.

ОСТАТКИ СТЕНЫ БАДАЛИН

Этот участок Великой Стены (Badaling Renmant Great Wall) расположен в деревне Дунгоу (Donggou) района Яньцин (Yanqing) на расстоянии 65 километров от Пекина и 5 километров от знаменитого участка Бадалин. Фактически, это западные ворота системы военной обороны Бадалин.

Фото. Стена Бадалин

Стена Бадалин

Эта часть Бадалин была свидетелем многих исторических событий. Например, в 1644 году Ли Цзычэн (Li Zicheng) направил от сюда свои войска, что бы успешно свергнуть правление династии Мин. Здесь же были сделаны два важных археологических открытия : каменная фабрика и печь для обжига кирпичей, которые использовались для строительства стены. А на расстоянии 200 метров на север от этой секции находится природная пещера со статуей Будды внутри. Скульптура высотой 2.85 метров была создана несколько сотен лет назад, но при этом хорошо сохранилась.

Эта секция Великой Стены сохранила свой оригинальный вид, ее длина 2,000 метров, но для посещения открыты только 100 метров. Для туристов сделаны два маршрута, гуляя по которым, можно наблюдать роскошные панорамы Великой Стены.

Полезная информация

Эти сведения взяты из интернета и путеводителей, лично автором не проверялись и даны для справки. Уточняйте их перед поездкой.

Стоимость входа:
50 юаней
Время работы:
лето : 08:00 - 17:00
Как добраться:
автобус 919 (Deshengmen - Badaling, 德胜门 - 八达岭长城) до конечной остановки. Затем возьмите такси до стены (八达岭残长城). Остановка Deshengmen Long Distance Bus Station находится в 500 метрах к востоку от станции Jishuitan 2-ой линии метро. Автобусы отправляются каждые пол-часа начиная с 06:00. Стоимость проезда 12 юаней в одну сторону. Последний обратный автобус идет в 17:30.

ВЕЛИКАЯ СТЕНА ЦЗЮЙЮНГУАНЬ

Участок Великой Стены Цзюйюнгуань (Juyongguan) расположен на расстоянии 60 километров к северо-западу от центра Пекина, по пути к Бадалин, с которой он соединяется на севере. Стена Цзюйюнгуань была построена при династии Мин и известна прежде всего круговым участком Перевала Цзюйюнгуань (Juyongguan Pass) длиной 4,142 метра, который расположен в центре широкой долины. Благодаря горам на востоке и западе, этот участок Великой Стены имел важнейшее значение в обороне Пекина.

В Цзюйюнгуань ведут двое ворот : на юге и на севере. Вокруг южных ворот, для защиты, была возведена стена, а внутри кольца Цзюйюнгуань многие улицы восстановлены в старом стиле, чтобы воссоздать атмосферу древнего Китая. В центре Цзюйюнгуаня когда-то стоял храм, но он был разрушен при правлении императора Канси (康熙 Kang Xi) династии Цин.

Фото. На подъезде к Цзюйюнгуаню

На подъезде к Цзюйюнгуаню

От храма осталась только Облачная Платформа (Юньтай - Yuntai - Cloud Terrace) из белого мрамора, которая когда-то была основанием для трех каменных пагод. Платформа была построена в 1345 году при правлении династии Юань, но пагоды, к сожалению, не сохранились. Высота строения - 9,5 метров, а с юга на север в него ведут арочные ворота, которые хорошо известны своей каменной резьбой : на крышах арок - пять фигур Будды и узоры из дурмана, а на стенах - еще десять Будд, окруженных меньшими фигурами и узорами из цветов.

Так же на рисунках Облачной Платформы можно заметить Четырех Небесных Королей, а среди фигур и узоров вырезаны слова, восхваляющие строительство пагод и Мантры Дхарани-Сутра (Mantras of the Dharani Sutra) на шести языках, два из которых санскрит и тибетский. Благодаря своему историческому значению и элегантному виду Облачная Платформа была включена в Список Всемирного Наследия Юнеско в 1987 году.

Полезная информация

Эти сведения взяты из интернета и путеводителей, лично автором не проверялись и даны для справки. Уточняйте их перед поездкой.

Телефон:
+86-10-6977-1655
Стоимость входа:
45 юаней (апрель - октябрь)
40 юаней (ноябрь - март)
Время работы:
08:30 - 17:00
Как добраться:
1. автобус 919 (Deshengmen - Badaling, 德胜门 - 八达岭长城) до остановки Juyongguan (居庸关长城) - она где-то 19-ая по счету. Остановка Deshengmen Long Distance Bus Station находится в 500 метрах к востоку от станции Jishuitan 2-ой линии метро. Автобусы отправляются каждые пол-часа начиная с 06:00. Последний обратный автобус с Бадалиня идет в 17:30. Дорога занимает около часа.
2. туристический автобус с площади Тяньаньмэнь (天安门) до участка Juyongguan (居庸关长城).

ВЕЛИКАЯ СТЕНА МУТЯНЬЮЙ

Великая Стена Мутяньюй (Mutianyu Great Wall) находится в районе Хуайжоу (Huairou) в 73 километрах к северу - северо-востоку от Пекина и является одной из альтернатив Бадалиню, если вы хотите избежать толп туристов. Длина этой секции 2,500 метров, она соединяется с Цзюйюнгуанем на западе и Губэйкоу (Gubeikou) на востоке. Этот участок окружен горами и, поэтому, красив в любое время года.

Фото. Стена Бадалин

Стена Бадалин

Мутяньюй была построена в начале династии Мин на руинах стены, возведенной еще при династии Северная Ци (550-557). В 1404 году она стала частью Великой Стены, а в 1569 году ее укрепили камнями и гранитными плитами, что сделало ее очень прочной. Высота стены 7-8 метров, ширина 4-5 метров.

Стена Мутяньюй имеет свои особенные характеристики, например, в верхней части в каждом зубце сделано квадратное отверстие-бойница, заостренное к верху, из которого солдаты могли стрелять в осаждавших. Эти бойницы сделаны с каждой стороны стены, что позволяло отражать нападение врагов с обеих сторон. Кроме того, были построены дополнительные стены со сторожевыми башнями, которые ослабляли напор врага на основную стену.

Мутяньюй идет по горам, поднимается и спускается, повторяя их рельеф. На одном из участков стена карабкается вверх по голой скале под углом почти 90 градусов, а в районе Чжзнгуаньтай (Zhengguantai) стоят три сторожевые башни на одной террасе, что довольно редкий случай при строительстве Великой Стены.

Полезная информация

Эти сведения взяты из интернета и путеводителей, лично автором не проверялись и даны для справки. Уточняйте их перед поездкой.

Телефон:
+86-10-6162-6505, +86-10-6162-6022
Стоимость входа:
45 юаней
25 юаней для детей ростом 1,2 - 1,5 метра
бесплатно для детей ростом ниже 1,2 метра
Время работы:
08:00 - 16:00
Канатная дорога:
в обе стороны 100 юаней
в одну сторону 80 юаней
Скоростное скольжение (желоб):
в обе стороны 65 юаней (канатка вверх, желоб вниз)
в одну сторону 50 юаней
Автобус-челнок:
с 1-го июля 2014 года вход в туристическую зону Мутяньюй перенесли дальше от стены, поэтому нужно воспользоваться услугами автобуса-челнока, чтобы проехать к самой стене. Стоимость автобуса - 15 юаней, время в пути - 10 минут.
Как добраться:
1. автобус 916 (Dongzhimenwai - Huairou International Conference Center, 东直门外 - 怀柔国际会议中心) до конечной остановки. Остановка Dongzhimen Long Distance Bus Station находится в 200 метрах восточней от станции Dongzhimen 2-ой и 13-й линий метро. Первый автобус уходит в 06:00, последний возвращается в 19:00. Стоимость проезда в одну сторону 11 юаней. Затем возьмите маленький автобус до Великой Стены Мутяньюй (慕田峪长城).
2. туристический автобус с площади Тяньаньмэнь (天安门) или Xuanwumen (宣武门) до участка Мутяньюй. Данные автобусы работают только по выходным и национальным праздникам с 7 апреля по 15 октября.

ВЕЛИКАЯ СТЕНА СИМАТАЙ

Великая Стена Симатай (Simatai Great Wall) расположена в районе Миюнь (Miyun) в 120 километрах к северо-востоку от центра Пекина. Этот участок в большей степени сохранил свой первоначальный вид, так как не попал под реконструкцию, как другие участки. Эта секция построена в начале династии Мин и имеет длину около 4,5 километров. На западе от нее находится участок стены Цзиньшаньлин.

Фото. Стена Бадалин

Стена Бадалин

Особенность стены в этом районе - это крутизна и многочисленные сторожевые башни, которые отличаются большим разнообразием по конструкции. Симатай идет по верхним кромкам гор и сопок, по обрывам и склонам. Особенно впечатляют два участка : "Небесная Лестница" и "Небесный Мост". Так, узкая стена "Небесная Лестница" не имеет парапетов и достигает угла подъема в 85 градусов, а "Небесный Мост" в верхней части сужается до 30 сантиметров, поэтому туристам запрещено подниматься на них.

В этой части стены сторожевые башни расположены особенно близко друг к другу. Обычно расстояние между ними 400 - 500 метров, а на этом 4,5-километровом участке стоят 35 сторожевых башень с минимальной дистанцией 43,8 метров. Среди них хорошо сохранилась Главная Башня (General Tower), на которой вырезаны рельефные изображения мифического животного Цилинь (Kylin). А самая высокая башня на стене Симатай, шестнадцатая, называется Сторожевая Башня Пекина. Она построена на высоте 986 метров, поэтому с нее открывается наилучший вид.

Стена Симатай неодинакова по своему строению : есть одиночные стены, двойные стены, заградительные стены и парапеты. В отличие от усиленных двойных стен, одиночные были построены с минимальной толщиной на самых опасных склонах гор, а потому были слишком узкими, что бы по ним ходить. Заградительные стены и парапеты строились в верхней части всей стены. Заградительная стена служила для предотвращения стрельбы врагов по защитникам, а парапеты служили как перила. Сторожевые башни также были разнообразны по форме и размерам, если вы внимательно присмотритесь, то увидите, что даже крыши башен разные : плоские, многоугольные и куполообразные.

Фото. Стена Бадалин

Стена Бадалин

Великая Стена Симатай может порадовать посетителей красивой природой с чудесным озером у своего основания. Это озеро образованно горячими и холодными источниками. Взбираться по Стене Симатай очень трудно из-за ее крутизны, но сейчас есть альтернатива - канатная дорога.

Обратите внимание!!!
Стена Симатай была долгое время закрыта на реконструкцию и открылась только в 2014 году. Сейчас установлен такой порядок ее посещения : если вам нужна только стена, вы должны зарезервироваться на сайте www.wtown.com (язык пока китайский), после чего вам вышлют qr-код на ваш сотовый телефон (номер должен быть китайский). Этот код действителен 10 дней, и по предъявлении его вас определят в одну из туристических групп, идущих на стену (10:00 и 14:00) каждый день.

Если вы не хотите связываться со всем вышесказанным, просто купите комбинированный билет, включающий посещение водяной деревни. Тогда резервации не требуется, и вы можете посещать стену в любое время. Все это временные положения и они могут меняться, поэтому заранее выясните порядок визита на Стену Симатай.

Полезная информация

Эти сведения взяты из интернета и путеводителей, лично автором не проверялись и даны для справки. Уточняйте их перед поездкой.

Телефон:
+86-10-6903-1051
Стоимость входа:
40 юаней
110 юаней - комбинированный билет с Водяной Деревней Губэй
Время работы:
09:00 - 18:00 (летний сезон)
09:00 - 17:00 (зимний сезон)
Канатная дорога:
в обе стороны 120 юаней
в одну сторону 80 юаней
Автобус к башне №2
10 юаней
Лодка в водяном городке:
100 юаней
Как добраться:
1. автобусы : 980 (Dongzhimenwai - Miyun Bus Station, 东直门外 - 密云汽车站) до конечной остановки. Затем возьмите маленький автобус до Великой Стены Симатай (司马台长城). Остановка Dongzhimen Long Distance Bus Station находится в 200 метрах восточней от станции Dongzhimen 2-ой и 13-й линий метро. Автобусы 970 отправляются начиная с 05:40. Последний обратный автобус идет в 18:30. Автобусы 980 отправляются начиная с 05:50. Последний обратный автобус идет в 19:00.
2. туристический автобус с площади Тяньаньмэнь (天安门) или Xuanwumen (宣武门) до стены Симатай.

ВЕЛИКАЯ СТЕНА ЦЗИНЬШАНЬЛИН

Великая Стена Цзиньшаньлин (Jinshanling Wall) находится в 130 километрах к северо-востоку от Пекина и фактически является границей между столицей и провинцией Хэбэй (Hebei). Этот участок получил имя в честь горы Цзиньшань (Jinshan), по которой проходит стена. Ее длина 10,5 километра, и она практически не попала под реставрационные работы.

Фото. Стена Бадалин

Стена Бадалин

Цзиньшаньлин была одним из важнейших участков во времена прошлых династий. Ее построили в 1368 году сразу после основания династии Мин, чтобы защитить Пекин с этого направления. С 1567 по 1572 год была проведена массивная реконструкция под управлением Ци Цзигуана (Qi Jiguang), блистательного военно-начальника тех времен, который провел полное укрепление стены, построив дополнительные усиления, а также сторожевые и сигнальные башни.

Чтобы еще больше защитить данный участок, были возведены дополнительные заградительные стены высотой 2,5 метра на склонах, ведущих к сторожевым башням. В случае, если нападающие достигнут верха стены, то обороняющиеся все еще смогут отражать атаки из-за этих стен. Рядом с одной из башен этой стены - Худин (Huding Tower) посетители могут увидеть кирпичи, помеченные китайскими иероглифами, по которым можно определить время изготовления кирпича и подразделение, которое построило данный конкретный участок.

67 сторожевых башен формируют уникальный вид стены Цзиньшаньлин. Все эти башни в основном двухэтажные, а в высоту 10 метров. Внутренне устройство различно : квадратное, прямоугольное или круглое. Количество бойниц и сводов также различается. Для подъема и спуска внутри башен есть лестницы, хотя некоторые имеют только отверстия в потолке. Для последних существовали веревочные лестницы. Эти башни служили для обороны, а также как кладовые и места отдыха.

Фото. Стена Бадалин

Стена Бадалин

Стена Цзиньшаньлин соединяется со стеной Симатай на востоке. Посетители могут пройти всю стену Цзиньшаньлин, а затем купить билет на секцию Симатай и продолжить свое путешествие.

Полезная информация

Эти сведения взяты из интернета и путеводителей, лично автором не проверялись и даны для справки. Уточняйте их перед поездкой.

Стоимость входа:
65 юаней (16 марта - 15 ноября)
55 юаней (16 ноября - 15 марта)
Канатная дорога:
40 юаней в одну сторону
Как добраться:
1. автобусы : 970 или 980 (Dongzhimenwai - Miyun Bus Station, 东直门外 - 密云汽车站) до конечной остановки, затем возьмите маленький автобус до стены Jinshanling. Остановка Dongzhimen Long Distance Bus Station находится в 200 метрах восточней от станции Dongzhimen 2-ой и 13-й линий метро. Автобусы 970 отправляются начиная с 05:40. Последний обратный автобус идет в 18:30. Автобусы 980 отправляются начиная с 05:50. Последний обратный автобус идет в 19:00.
2. поезд : No.6453 с Северного Пекинского Вокзала (北京北站) до Gubeikou (古北口) в 06:38, а затем пересядьте на небольшой автобус до стены Jinshanling (金山岭长城).
3. Примечание касательно минибасов до самой стены. Опыт читателей сайта (спасибо Альберту) показал, что найти эти автобусы, не зная китайского, невозможно. Вместо них на конечных остановках автобусов 970 и 980 туристов поджидают местные таксисты с предложением довезти до Стены за 200 юаней в одну сторону. Много это или мало, учитывая, что ехать еще около 50 километров, решайте сами.

ВЕЛИКАЯ СТЕНА ХУАНХУАЧЭН

Участок Великой Стены Хуанхуачэн (Huanghuacheng Great Wall) расположен в районе Хуайжоу (Huairou), что около 60 километров к северу от Пекина. Он был так назван из-за многочисленных желтых цветов (по китайски Хуан Хуа - Huang Hua), которые цветут в середине лета. Этот участок построили при правлении императора Юнлэ (Yongle 永樂) династии Мин, чтобы защитить столицу и Императорские Могилы. Его длина около 14 километров.

Фото. Стена Бадалин

Стена Бадалин

Участок Хуанхуачэн так же известен под названием Великая Стена под Водой, потому что три отдельные части этой стены, соединяясь, уходят под воду. Как же древние строители смогли построить такую большую стену под водой? Это не работа древних, а результат технического прогресса. В 1974 году здесь построили водохранилище Сишуйюй (Xishuiyu) и уровень воды вырос, соответственно, некоторые низколежащие участки стены ушли под воду. Сейчас, если посмотреть с дамбы водохранилища, можно увидеть, как древняя стена спускается под воду.

Хуанхуачэн также знаменита каштанами, которые растут вокруг. Этим деревьям около 500 лет, они покрывают площадь около 7 гектаров. Даже по прошествии стольких лет эти деревья все еще цветут, и когда приходит лето, желтые цветы наполняют жизнью все вокруг старой полуразрушенной стены.

Полезная информация

Эти сведения взяты из интернета и путеводителей, лично автором не проверялись и даны для справки. Уточняйте их перед поездкой.

Стоимость входа:
34 юаня
Время работы:
лето : 08:00 - 17:00 (будние дни)
зима : 07:30 - 17:30 (выходные дни)
Как добраться:
1. автобус 916 (Dongzhimenwai - Huairou Nandajie, 东直门外 - 怀柔南大街) затем возьмите маленький автобус до Xishuiyu (西水峪), далее вы можете попасть на Стену Huanghuacheng (黄花城长城). Остановка Dongzhimen Long Distance Bus Station находится в 200 метрах восточней от станции Dongzhimen 2-ой и 13-й линий метро.
2. туристический автобус с площади Тяньаньмэнь (天安门) или Xuanwumen (宣武门). Данные автобусы ходят только по выходным и национальным праздникам с 7 апреля по 15 октября.

ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ GPS

Все точки даны в WGS 84:
  1. Великая Стена Бадалин (главный вход и кассы) - 40°21,264'N, 116°00,409'E
  2. Ж/д станция Бадалин - 40°21,569'N, 115°59,668'E
  3. Станция северной канатной дороги (нижняя) - 40°21,615'N, 116°00,394'E
  4. Станция северной канатной дороги (верхняя) - 40°21,637'N, 116°00,931'E
  5. Станция южной канатной дороги (нижняя) - 40°21,352'N, 115°59,948'E
  6. Станция южной канатной дороги (верхняя) - 40°21,023'N, 116°00,137'E
  7. Вход на скоростной спуск со стены - 40°21,383'N, 116°00,729'E
  8. Круговой Кинотеатр Великой Стены - 40°21,385'N, 116°00,191'E
  9. Великая Стена Цзюйюнгуань - 40°17,266'N, 116°04,131'E
  10. Автовокзал Deshengmen Long Distance Bus Station - 39°56,883'N, 116°22,289'E