Железная дорога

Фото. Скоростной поезд

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Пекин является центром национальной железнодорожной сети Китая, и попасть сюда поездом можно с любых концов страны. В Пекине пять больших ж/д станций : Пекинский Вокзал, Западный Вокзал, Восточный Вокзал, Южный Вокзал и Северный Вокзал. Среди них первые две это крупнейшие станции для местных и международных сообщений. Со всех пяти станций есть маршруты в большинство столиц провинций, в главные города Китая, а так же в Хайнань и Тайвань.

В Китае путешествие поездом относительно дешево и безопасно, особенно на большие расстояния. Конечно из-за большой территории страны, дорога поездом занимает больше времени, чем самолетом. Но благодаря новым высокоскоростным поездам, а также в отсутствии необходимости в регистрации багажа, разница между самолетами и ж/д транспортом постепенно сходит на нет.

ТИПЫ ПОЕЗДОВ

В Китае пассажирские поезда делятся на классы в зависимости от скорости и эти разные классы поездов имеют соответствующие номера. Если у поезда нечетный номер, то это значит, что он движется в направлении от столицы, а четный - к столице. Кроме того, перед номером поезда всегда стоит префикс на английском или китайском Pinyin, который показывает скорость поезда. Как правило, чем выше скорость поезда, тем лучше обслуживание и уровень комфорта в нем.

Фото. Двухэтажный поезд

Двухэтажный поезд

Таблица типа поездов внизу приведена для примера:

  • G (高速 - Gaosu) - дальнемагистральные высокоскоростные поезда с максимальной скоростью 350 км/час. Такие поезда, например, ходят между Пекином и Шанхаем.
  • D (动车组 - Dongchezu) - дальнемагистральные скоростные поезда с EMU (High-Speed Electric Multiple Units). Средняя скорость 250 км/час. Такие поезда часто называют электричками - они ходят между главными городами Китая с высокой частотой.
  • C (城际 - Chengji) - региональные скоростные поезда, второе поколение поездов типа CHR (China High-speed Rail). Средняя скорость 200 км/час. Такой сейчас бегает между Пекином и Тяньцзинем.
  • Z (直达特快 - Zhida Tekuai) - скоростные безостановочные поезда, работающие между крупными городами. Как правило, ходят по ночам с минимальным количеством остановок. Максимальная скорость - 160 км/час.
  • T (特快 - Tekuai) - дальнемагистральные поезда-экспрессы, останавливающиеся только в столицах провинций и в крупных районных центрах. Максимальная скоростью 140 км/час.
  • K (快速 - Kuaisu) - скорые поезда с максимальной скоростью 120 км/час. Делает больше остановок.
  • N (内 - Nei) - такой же поезд, как и K, но работает в пределах одного региона. Количество остановок - еще больше, поэтому средняя скорость ниже.
  • L (临客 - Linke) - временные поезда, которые работают только в пиковые сезоны, например, во время Китайского Нового Года.
  • A (按 - An) - временные поезда на заказ
  • Y (旅游 - Luyou) - летние туристические поезда
  • Номерные поезда 1ххх - скорые поезда дальнего следования с многочисленными остановками. Пересекают несколько провинций.
  • Номерные поезда 2ххх - скорые поезда с многочисленными остановками. Работают между двумя провинциями.
  • Номерные поезда 4ххх и 5ххх - скорые поезда с многочисленными остановками. Работают в пределах одной провинции.
  • Номерные поезда 6ххх, 7ххх, 8ххх и 9ххх - поезда местного сообщения с остановками на каждой станции.

БИЛЕТ НА ПОЕЗД И ЕГО ПОКУПКА

В настоящее время есть два основных способа приобретения ж/д билетов : в кассах (на вокзале или специальных будках) или on-line. В кассах билеты продаются за 28 дней до поездки. Если вы покупаете билеты в билетных агентствах (киосках), а не на станциях, то взимается дополнительный сбор в 5 юаней за каждый билет. Пример покупки билета on-line приведен на этой страничке.

Фото. Пример билета на поезд

Как выглядит обычный билет (розовый), изображено на картинке сверху. Такие билеты при проходе в зал ожидания или на платформу предъявляются проверяющему, а на билете делается прокол. Но все больше получают распространение электронные билеты (голубые). По формату они напоминают билеты в метро и работают точно также. При входе на платформу вы должны пройти через турникет, где вставить этот билет в специальную щель лицевой стороной вверх. На один и тот же поезд могут продаваться как простые билеты, так и электронные.

Фото. Пример электронного билета на поезд

Есть и еще один тип билетов - на пригородные поезда. На них даже не указано время отправления, номер поезда, вагон и место. По таким билетам можно уехать на любом поезде данного направления на дату, указанную в билете. Как пример - билеты на поезд до Стены Бадалин с Северного Вокзала.

Самостоятельная покупка билетов в кассе может быть не удобна и затратна по времени из-за очередей. Рекомендуется покупать билеты on-line. Можно заказывать билеты через тур-агентства или агентов в отелях, хотя это дороже из-за дополнительных сборов (до 50 юаней за билет). На Западном Вокзале и Пекинском Вокзале есть специальные стойки для иностранцев и гостей из Гонконга, Тайваня и Макао. Паспорт при покупке билетов обязателен.

Фото. Касса железнодорожных билетов

Касса железнодорожных билетов

Если вы решили сами купить билет, то обратите внимание на маленькие железнодорожные кассы, разбросанные по всему городу. Сбор за оформление одного билета всего 5 юаней. Выглядят такие кассы, как изображено на фото выше. Например, такая касса находится в Железнодорожном Музее Пекина.

ТИПЫ КУПЕ

В вагонах обычных китайских поездов могут быть четыре стандартных типа купе : мягкий спальный (soft sleeper - 软卧), жесткий спальный (hard sleeper - 硬卧), мягкий сидящий (soft seat - 软座) и жесткий сидящий (hard seat - 硬座). Цена соответственно варьируется.

Мягкий спальный :
есть два типа таких купе - двухместных и четырехместных. Четырехместные распространены больше. В четырехместных купе по две полки на каждой стороне. Верхняя полка дешевле.

Фото. Внутри мягкого купе

Внутри мягкого купе

Жесткий спальный :
в таких купе по три полки с каждой стороны - нижняя, средняя и верхняя. Верхняя полка самая дешевая.
Мягкий сидячий :
вагоны с такими местами более комфортабельные и меньше переполнены, чем жесткие сидячие.
Жесткий сидящий :
имея самую низкую цену, вагоны с такими местами часто переполнены и не такие чистые как вагоны других типов. Тем не менее во время китайских национальных праздников, летние выходные и весенний фестиваль купить билеты на жесткие сидячие места очень трудно и очень много людей, которые едут стоя.

ВНУТРИ ВАГОНА ОБЫЧНОГО ПОЕЗДА

Автор сайта ездил в поездах класса Z, D, K и N в купейных вагонах и G. В принципе вагоны очень похожи на наши. Туалеты с двух концов вагона, перед тамбурами - световые табло о занятости туалета. В поездах класса Z и D унитазы вакуумные, спускаются кнопкой. Они экологичные, поэтому на станциях не закрываются.

Фото. Поезд Пекин - Харбин

Поезд Пекин - Харбин

Теперь главное отличие китайских вагонов от наших. Рядом с одним из туалетов находится отделение с раковинами, где можно умыться и помыть руки. Благодаря этой комнате туалеты заняты не так часто. Как правило рядом есть кран с горячей питьевой водой.

В купе могут находиться мусорный бачок (закрывающийся), тапочки, колода карт, емкость с питьевой водой, плечики для одежды. В купе нет полотенец и рукомойных принадлежностей, поэтому не забудьте взять их с собой. В купе поезда класса Z и D для каждого пассажира со стороны двери установлены LCD-мониторы. В комплект к ним идут наушники. Кнопки управления - над полкой - пять штук : включение, громкость и переключение каналов, здесь же разъем для наушников. По телевизору в основном крутят фильмы.

Для вещей в купе есть место под нижними полками и пространство наверху над дверью (в поездах типа D верхнего отделения нет). Но нижние полки не поднимаются, плюс под ними могут стоять обогреватели. Высота свободного пространства под полками где-то 25 см. То есть большой чемодан влезет, но если раскрыть его дополнительное отделение (а после походов по пекинским магазинам и рынкам это сделать придется), он не войдет. В этом случае, как говорится, побольше наглости : убираете мусорный бачок из-под столика и ставите туда свои чемоданы. Вертикально влезает две штуки. Да, прежде чем засовывать чемоданы под полку, достаньте от-туда тапочки.

Фото. Монитор для просмотра фильмов и наушники к нему

Монитор для просмотра фильмов и наушники к нему

Кроме кнопок управления монитором в купе также могут быть кнопка включения общего освещения (Ceiling Lamp Switch), кнопка вызова проводника (Service Call Button). Эти две кнопки часто расположены на одной панели, поэтому в темноте можно перепутать кнопку света с кнопкой вызова проводника - будьте внимательны. Кроме того в купе есть ручки регулировки вентиляции или кондиционера (Air Adjustment) и громкости радио (Volume Adjustment) - ручка радио может быть спрятана под столиком. В поездах типа D вместо ручек могут быть кнопки. У изголовья каждой полки есть индивидуальные ночные светильники.

Междугородние поезда и ночные поезда имеют в составе вагон-ресторан, но цена в них значительно больше, чем в обычных ресторанах. Так же по вагонам в проходах возят тележки с напитками, фруктами, закусками и другими товарами. Цены на них так же больше. Не забудьте купить питьевую воду в вагон.

Объявления в поезде делают на китайском. В поезде Харбин - Пекин объявления дублировались на английском, а в поезде Хэйхэ - Харбин даже на русском.

ВНУТРИ ВАГОНА СКОРОСТНОГО ПОЕЗДА

Вагоны скоростных поездов не разделены на купе и больше напоминают салон самолета. Все места в них сидячие в два или три ряда, в зависимости от класса. Нумерация мест указана над креслами - обратите внимание на слова рядом с номерами : "Window" - около окна и "Aisle" - около прохода.

Фото. Внутри вагона скоростного поезда

Внутри вагона скоростного поезда

Кресла в таких поездах регулируемые - кнопки на правом подлокотнике. Белая кнопка регулирует наклон спинки, а черная - выдвигает сидушку. Окна можно закрыть шторкой, расположенной в верхней части окна. Там же над окном присутствует рычажок, который двигается вправо-влево - это регулировка вентиляции - кондиционера.

В каждом вагоне есть табло, на котором выводится скорость поезда, следующая станция и другая информация, например, расположение туалетов. В скоростных поездах с сидячими местами туалеты расположены через вагон, в каких именно - сообщается на табло.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  • Горячие линии станций : 1. Пекинский Вокзал. Справочная для пассажиров: +86-10-5101-9999. Заказ билетов: +86-10-9510-5105 2. Западный Вокзал. Справочная для пассажиров: +86-10-5182-6273. Заказ билетов: +86-10-5182-4233, +86-10-5182-4261
  • В Пекине кроме касс на вокзалах есть будки по продаже билетов, хотя в последнее время их вытесняют on-line сервисы. Офисы по продаже билетов отмечены китайскими иероглифами 火车票代售处.
  • В поезде вы можете поменять ваши места на места более высокого класса или более низкого класса. Соответственно вы оплатите дополнительную стоимость или вам вернут разницу в стоимости. Но при этом с вас удержат сбор за эту операцию.
  • Скоростные поезда всегда ходят по расписанию и редко опаздывают, за исключением непредвиденных ситуаций. Обычные и временные поезда не всегда соблюдают график. Например, простые поезда могут останавливаться, чтобы пропустить скоростные.

РАСПИСАНИЕ ПОЕЗДОВ

Расписание поездов и стоимость проезда можно узнать на сайтах по продаже билетов, например, через официальный сайт Китайских железных дорог : www.12306.cn (есть английский язык), а также агентства www.trip.com (есть русский язык) или www.travelchinaguide.com/china-trains (есть английский язык). Обратите внимание, что в Пекине несколько вокзалов (впрочем, как и в других крупных городах Китая), поэтому при поиске нужного поезда "пробивайте" все вокзалы города, а не один "Beijing" - это Центральный Вокзал.

ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ GPS

Все точки даны в WGS 84:
  1. Пекинский Вокзал- 39°54,1340'N, 116°25,256'E
  2. Восточный Вокзал - 39°54,086'N, 116°28,727'E
  3. Западный Вокзал - 39°53,614'N, 116°18,906'E
  4. Южный Вокзал - 39°51,823'N, 116°22,359'E
  5. Северный Вокзал - 39°56,618'N, 116°20,836'E