Экскурсия по Летнему дворцу![]() МАРШРУТ ЭКСКУРСИИКак говорится, нельзя объять необъятное. Это в полной мере относится и к Летнему Дворцу. Его планировка (не такая упорядоченная как в храмах и дворцах Пекина) делают затруднительным выделить какой-то единственный маршрут по парку. Кроме того, сильно сказывается фактор времени - парк большой по размерам. Автор постарался составить единый маршрут, чтобы по возможности обойти все интересные достопримечательности Летнего Дворца. На основании нижеприведенного описания вы можете составить свой план экскурсии. Обратите внимание, что парк Летнего Дворца работает дольше, чем достопримечательности, поэтому обход озера Куньмин и Западной Дамбы можно перенести на ранее утро или поздний вечер, когда у вас появится свободное время. Небольшое замечание по поводу названий достопримечательностей. Я не знаю китайского языка, поэтому мой перевод на русский основывается на английском переводе. Но английский перевод китайских названий одних и тех же мест часто не совпадает в разных путеводителях. Я старался брать названия с табличек непосредственно у объектов в парке. ![]() Львы Семнадцати-арочного Моста Виртуальная экскурсия начнется от Восточных Дворцовых Ворот. Маршрут пройдет через район Двора и прилегающие объекты, а затем по Длинному Коридору к подножию южного склона Холма Долголетия. После мы поднимемся на холм и спустимся по его северному склону к Торговой Улице Сучжоу. Далее перейдем на запад холма к Мраморной Ладье, а от нее к Картинам Земледелия и Ткачества, от куда пойдем по Западной Дамбе в южную часть парка. В заключении мы поднимемся вдоль восточного берега озера Куньмин в начальную точку экскурсии. Ниже следует описание достопримечательностей Летнего Дворца в порядке следования по маршруту. Для ориентирования на местности при каждом описании идут мини-карты. Эти мини-карты интерактивные, то есть вы можете кликнуть мышкой по другим местам парка на карте и сразу перейти к их описанию. Мини-карты можно увеличить, кликнув по соответствующей пиктограмме. Начнем путешествие с Восточных Дворцовых Ворот. |
![]() |
ВОСТОЧНЫЕ ДВОРЦОВЫЕ ВОРОТА |
![]() |
![]() |
На каменной резьбе, ведущей к центральным дверям ворот, изображены драконы, играющие с жемчужиной, ведь дракон - символ императорской власти. Стоит отметить, что в парк Летнего Дворца ведут семь ворот, но главными стали не южные, как это обычно принято, а восточные, так как они обращены к когда-то главному императорскому парку - Саду Совершенства и Чистоты (Старый Летний Дворец). Кстати, каменная резьба и ступеньки Восточных Ворот попали сюда из этого сада. ![]() Восточные Дворцовые Ворота В 200 метрах к востоку от Восточных Дворцовых Ворот стоят высокие арочные ворота Пайлоу. Слова на них утверждают, что перед человеком, прошедшим через них, откроется очаровательный вид. Эти ворота имеют двухсотлетнюю историю. Они украшены 176-ю золотыми драконами и 36-ю фениксами, которые демонстрируют великолепие императорской резиденции. На лицевой стороне ворот написано Ханьсюй (Hanxu), что означает воду озера, а на задней части ворот надпись - Мягкая Элегантность (Яньсю - Yanxiu - Subdued Elegance), что связано с красотой холма в парке. Эти слова написаны самим императором Цяньлуном (乾隆 Qianlong). Кроме того, это самые большие ворота Пайлоу династии Цин из стоящих под открытым небом. Чтобы пройти через Восточные Дворцовые Ворота, вам нужно купить билет в кассе. Пройдя ворота, вы попадете во Внутренний Двор Летнего Дворца. Здесь расположена группа типичных для императорских дворов строений. Первое из них - Зал Доброты и Долголетия. |
![]() |
ЗАЛ ДОБРОТЫ И ДОЛГОЛЕТИЯ |
![]() |
![]() |
Зал был построен в 1750 году и назывался Зал Прилежного Управления (勤政殿 - Циньчжэндянь - Qinzhengdian - Hall of Diligent Government), что напоминало императору быть старательным в государственных делах даже отдыхая в саду. Разрушенный в 1860 году пожаром, зал был восстановлен в 1886-ом и получил свое новое имя. Слова в названии зала взяты из Сборников Конфуция, где говорится, что император, который правит с добротой, живет долго. После 1888 года во время правления вдовствующей императрицы Цыси политический центр Китая постепенно переместился из Запретного Города в Летний Дворец, и в этом зале Цыси и император Гуансюй (光緒 Guangxu) вели государственные дела, слушали восхваления и принимали иностранных дипломатов. Можно сказать, что Зал Доброты и Долголетия, а также Южный Зал и Северный Зал в этом же дворе и южный и северный павильоны за Воротами Доброты и Долголетия - главные правительственные здания в Летнем Дворце. ![]() Ворота Доброты и Долголетия Сейчас в зале можно увидеть трон, панно, декоративное опахало, сделанное из перьев павлина, фимиамы и фонари в виде журавлей - все стоит на тех местах, где они были раньше. Весьма примечательно настенное панно за троном - на нем нарисованные золотом девять драконов и 226 вариантов китайских иероглифов, отражающих в различных формах значение слова "долголетие". К тому же на стене висит свиток с большим иероглифом, означающим "долголетие". Даже на торцах водостоков под плитками крыши написаны эти иероглифы - 78 по бокам и 128 спереди и сзади - всего 412 иероглифа. На маленьком столике в зале лежит бронзовое зеркало династии Шан, которому более 3000 лет. В зале кроме фонарей в виде журавлей стоят мифические звери - Лудуань (Luduan). Считается, что эти бестии знают язык императоров и простых людей, а также языки всего мира. Эти животные сделаны в виде бронзовых курительниц - в них зажигали фимиам и дым выходил из их пасти. ![]() Сказочная тварь Цилинь На южной и северной стене зала висят вертикальные свитки с изображениями 100 летучих мышей, поддерживающих иероглиф "долголетие". Слово "летучая мышь" по китайски звучит также, как слово "удача". На печати этих свитков написано : "Это сокровище сделано вдовствующей императрицей Цыси", и действительно, работа была выполнена Цыси совместно с членами Ханьлиньской Академии (Hanlin Academy). Перед залом стоят бронзовые фениксы и драконы с пустыми животами. Когда в них зажигали благовония, они источали аромат вокруг в то время, как император работал внутри зала. Стоит отметить, что вопреки традициям статуи фениксов (символ императрицы) стоят ближе к центру, чем статуи драконов (символ императора), тем самым намекая, кто был реальным правителем в Китае. ![]() Вход в Зал Доброты и Долголетия Во дворе зала находятся четыре необычных камня темного цвета, которые символизируют четыре времени года. Кроме того здесь стоит бронзовая скульптура сказочной твари Цилинь (Kylin), легендарного животного с головой дракона, гривой льва, рогами оленя и туловищем быка, покрытого чешуей. Это один из девяти сыновей дракона, который появлялся на земле только во времена гармонии, являясь символом удачи и достатка. Также древние правители считали, что он мог узнать предателя. На севере от Зала Доброты и Долголетия вы можете увидеть Колодец Продлевающий Жизнь (延年井 - Яньняньцзин - Yannianjing - Well of Prolonging Life). Говорят, что вдовствующая императрица Цыси отошла после солнечного удара, когда выпила воду из него, а затем дала ему имя. Колодец был случайно обнаружен при проведении работ в 1984 году и теперь стал одной из достопримечательностей.
Далее мы пойдем к восточному склону Холма Долголетия, для чего от Колодца Продлевающего Жизнь поднимитесь на север вдоль стен Сада Добродетели и Гармонии. Повернув направо, мы пойдем к нашей следующей достопримечательности - Саду Гармоничных Интересов. |
![]() |
САД ГАРМОНИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ |
![]() |
![]() |
Надпись на северной стороне стелы означает "Подъем розовых облаков над горой Чичэн" ("Rise of Rosy Clouds in Chicheng Mountain") - знаменитая строчка, написанная Сунь Чо (Sun Chuo) (314-371) - писателем династии Цзинь в его версии "Оды Горе Тяньтай" ("An Ode to Tiantai Mountain"). Эти ворота-башня были не только красивым местом, но и проходом между участками обороны внутри Летнего Дворца. Сад Гармоничных Интересов (Сецюйюань - Xiequyuan - Garden of Harmonious Interests) расположен у восточного подножья Холма Долголетия. Этот сад известен, как "сад внутри садов". Он окружен склонами с трех сторон, а в центре - пруд с лотосами. В саду есть семь павильонов, пять залов, многочисленные коридоры и изящные мосты. Это было местом, где императоры и императрицы ловили рыбу и наслаждались окружающим видом. ![]() Сад Гармоничных Интересов Во время своих инспекционных поездок по южным районам реки Янцзы император Цяньлун (乾隆 Qianlong) часто останавливался у своего военного министра Циньцзиня (Qinjin). Среди владений Циньцзиня был и Сад Легких Мыслей (Цзичанюань - Jichangyuan - Garden for Ease of Mind), разбитый у подножия горы Хуэй (Huishan) в провинции Цзяньсу. Император был так поражен красотой этого места, что решил построить подобное и в Пекине. Поэтому первое название Сада Гармоничных Интересов было Сад Горы Хуэй (Huishan Garden) В 1811 году после реконструкции сада император Цзяцин (嘉慶 Jiaqing), сын императора Цяньлуна, переименовал его в Сад Гармоничных Интересов. Название было навеяно двумя строчками из поэмы : "С безмятежным интересом, воплощенным в материальные объекты, разум и сердце приходят к согласию". В 1860 году сад был сожжен англо-французскими войсками, но затем был восстановлен в 1892 году. Когда императрица Цыси жила в Летнем Дворце летом, она часто приходила в этот сад. Зал Далекого Вида (Ханьюаньтан - Hanyuantang - Far Vistas Hall) - главное строение в саду, в котором отдыхала императрица. ![]() Сад Гармоничных Интересов В чем же состоят интересы сада? Всего можно выделить восемь "интересов" :
![]() Сад Гармоничных Интересов ![]() Сад Гармоничных Интересов
Далее будем возвращаться к Колодцу Продлевающему Жизнь, а по дороге заглянем в несколько интересных мест. Первым на нашем пути будет Зал Радости от Земледелия. |
![]() |
ЗАЛ РАДОСТИ ОТ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ |
![]() |
![]() |
ЗАЛ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ |
![]() |
![]() |
В то время доктора традиционной китайской медицины использовали четыре метода диагностики : оценка внешнего вида пациента, изучение жалоб, выяснение истории недуга и прослушивание пульса. На основании этого врач давал рекомендации и прописывал лекарственные средства. Но эти методы не работали, когда дело касалось лечения императорских особ. Существовали другие очень сложные процедуры, которые в наше время могут показаться абсурдными, но тогда к ним относились со всей серьезностью. ![]() Зал Продолжительного Долголетия Каждый раз, когда к императору или императрице вызывали доктора, для последнего это был словно поход на эшафот. Госпожа Делинг (Deling), которая была переводчицей императрицы Цыси, описала в деталях, как императорские врачи ее лечили. Однажды, после катания на лодке по озеру Куньмин, императрица почувствовала недомогание. Были призваны четверо докторов. Цыси отдыхала в Зале Счастья и Долголетия : она полулежала в низком кресле. Доктора вошли в зал, потупив взгляд в пол, ведь им нельзя было прямо смотреть на любого в этом зале. После девяти глубоких поклонов они стояли в ожидании. Помощники императрицы учтиво закатали рукава ее одежды, чтобы обнажить запястья, и положили ее руки на подушки заранее приготовленных столиков. Четыре доктора встали на колени перед столиками - по двое с каждой стороны. Так как им нельзя было смотреть и разговаривать с императрицей, они не могли использовать три из четырех методов диагностики : осмотр, опрос и изучение истории болезни, только измерение пульса. Естественно, касаться кожи Цыси доктора не смели, поэтому пульс императрицы они слушали через тонкие кусочки шелка, закрывавшие каждое ее запястье. Померив пульс, доктора менялись местами и мерили его еще раз. ![]() Зал Продолжительного Долголетия Эта процедура длилась около получаса, после чего доктора вставали и, кланяясь, удалялись в соседнюю комнату. Там евнухи уже приготовили для них четыре стола с бумагой и чернильницами, чтобы те могли написать каждый свой диагноз. После этого они обменивались мнениями, а затем писали единый диагноз на отдельном листе бумаги. Самое трудное для императорских докторов - выбрать средство лечения, ведь если что-то пойдет не так, их просто казнят. Каждый из них выписывал свой рецепт, а старший евнух, который имел достаточные познания в медицине, передавал их Цыси. Если она соглашалась с ними, то из каждого средства выбирались несколько ингредиентов, из которых доктора составляли единый рецепт. Под пристальными взглядами евнухов доктора готовили каждый ингредиент в кипящем серебряном котелке. Затем его снимали с огня и охлаждали, процедура повторялась несколько раз. Готовую субстанцию разливали в нефритовую чашу и четыре маленькие чашечки. Чтобы убедиться, что императрицу не отравят, доктора должны были выпить лекарство из маленьких чашечек, прежде чем Цыси примет его сама. ![]() Зал Продолжительного Долголетия Такие меры предосторожности принимала не только Цыси, но и другие императоры и императрицы на протяжении тысячи лет китайской истории. В каждой династии были свои строгие правила. Чтобы быть уверенными в своей безопасности, многие императоры сами изучали медицину. Что бы справиться с трудностями при лечении царственных особ и сохранить свою собственную жизнь, императорские доктора шли на определенные хитрости. Например, придумывали систему сигналов, с помощью которой они могли давать "одинаковые" диагнозы и рецепты. Большинство императорских докторов следовали принципу : "если болезнь не лечить, пациент не умрет от лекарства". Это было связано с тем, что терапия некоторых болезней требовала больших доз сильнодействующих средств, что влекло большой риск. Не желая быть обезглавленными, императорские доктора прописывали нейтральные лекарства без мощных ингредиентов. Как результат, течение болезни приобретало запущенный характер. Может быть поэтому большинство императоров в китайской истории долго не жили. В конце правления династии Цин был издан указ, призывающий провинциальные власти рекомендовать известных докторов для работы в императорской клинике. В страхе, что их могут вызвать во дворец, многие врачи давали взятки местным чиновникам, чтобы не попасть в список "лучших". Причину нежелания докторов ехать в столицу иллюстрирует случай, произошедший с одним доктором, которого вызвали к императору Гуансюю. ![]() Зал Продолжительного Долголетия В то время император Гуансюй страдал общей слабостью. Не смотря на прием сильных лекарств, он не выздоравливал, поэтому в столицу был вызван известный доктор. Не зная политической ситуации во дворце, он стал лечить императора, как обычного пациента. Послушав пульс Гуансюя, он неосторожно сказал, что император страдает от недостаточности энергии ян в почках. Цыси была рада услышать такой диагноз, но Гуансюй пнул доктора ногой, загнав его под стол. Причина такого поведения императора была в том, что такая почечная недостаточность обычно возникала от чрезмерного секса, а Цыси не хотела, чтобы император Гуансюй был слишком близок со своей любимой наложницей Чжэньфэй. Пинок императора дал доктору понять, что тот не хочет ничего слышать о недостаточности, поэтому доктор быстро поправил себя, заявив, что у императора плохое настроение. Императору это понравилось, но Цыси тут же спросила : "Кто же испортил императору настроение?". Доктор понял, что ошибся, но уже было поздно поправлять себя второй раз. Его еще дважды вызывали к Гуансюю, и каждый раз он раздражал императора и злил Цыси. Вскоре он нашел отговорку, чтобы покинуть дворец, так и не написав рецепта для лечения. Вернувшись домой, он заперся в доме и бросил всякую врачебную практику. ![]() Вид на озеро Куньмин Но вернемся к нашей экскурсии. Сейчас в Зале Продолжительного Долголетия расположена выставка, посвященная событиям 1949 года, когда здесь останавливался Мао Цзэдун во время своего визита в Летний Дворец.
Зал Величайшего БлагословенияПрежде чем вернуться к основному маршруту, заглянем в Зал Величайшего Благословения (Цзинфугэ - Jingfuge - Hall of Utmost Blessing). Во времена, когда Летний Дворец был Садом Чистых Волн, здесь стоял буддистский Храм Ночного Цветения Эхиноцереуса (Night-blooming Cereus Temple). Такое название связано с легендой о том, что эхиноцереус цветет раз в тысячелетие, предсказывая появление мудрого императора. Тот храм был сожжен в 1860 году англо-французскими войсками, но в последствии был восстановлен с новым названием - Зал Величайшего Благословения. ![]() Зал Величайшего Благословения Передняя часть строения представляет из себя большой зал, где вдовствующая императрица наслаждалась видом луны или весенними дождями, а также принимала иностранных послов. В 1949 году здесь прошли мирные переговоры между Центральным Комитетом Коммунистической Партии Китая и Националистическим Правительством Нанкиня. Теперь вернемся на основной маршрут и заглянем в Сад Добродетели и Гармонии. |
![]() |
САД ДОБРОДЕТЕЛИ И ГАРМОНИИ |
![]() |
![]() |
Театр Летнего Дворца с его Большой Сценой - крупнейший из трех знаменитых театров, построенных во времена династии Цин. Два других - это Павильон Веселой Музыки в Запретном Городе и Павильон Цининь (Qingyin Pavilion) на Горных Курортах в Чэндэ (Chengde) провинции Хэбэй (разрушен во время войны с Японией огнем артиллерии). Также в состав театра входит двухэтажная пристройка для переодевания и подготовки актеров (扮戏楼 - Баньсилоу - Banxilou - Make-up Building), которая находится с южной стороны Большой Сцены. Сейчас здесь выставлены костюмы той эпохи, а также кареты, палантины и автомобиль, подаренный императрице Цыси одним из министров. Говорят, что это первый автомобиль, ввезенный в Китай. ![]() Музей в пристройке для переодевания Высота Большой Сцены - 21 метр, ширина - 17 метров. Здание имеет трехъярусную крышу с цветными карнизами и элегантными вздернутыми углами. Сцена театра поднималась и опускалась с помощью лебедок, благодаря чему артисты играли и в "небе", и на "земле". Под нижним этажом находился бассейн, который можно было быстро заполнить, создав водяную сцену. Так при исполнении оперы "Наводнение у Золотого Холма" ("The Flooding the Golden Hill"), вода поступала прямо на сцену, а свет и звук усиливал ощущение реалистичности. Стоимость строительства Большой Сцены оценивается в 1,6 миллионов лян серебра (50000 килограмм). В то время это была крупнейшая сцена в Китае. Благодаря трем ярусам, выступление могло проходить одновременно на трех уровнях. Нижний уровень называли Сценой Долголетия (Шоу - Shou - Longevity Stage), средний - Сценой Изобилия (Лу - Lu - Affluence Stage), а верхний Сценой Счастья (Фу - Fu - Fortune Stage). В конструкции здания были предусмотрены тайные люки и лебедки для фей и демонов, которые могли неожиданно появляться во время представления. ![]() Большая Сцена Так как в прошлом выступления в театре сопровождались оглушительным шумом, то императрица Цыси любила наслаждаться игрой театра в спокойной обстановке Зала Выращенной Радости, а после отдыхать в Зале Празднования Добродетели. Для того, чтобы Цыси могла смотреть представления из Зала Выращенной Радости, здесь был сделан специальный трон. Но Цыси никогда не садилась на него, а смотрела представления на деревянной кровати, расположенной около окна у западной стороны зала - от сюда ей ясно было видно, когда актеры выходили на сцену. Император Гуансюй (光緒 Guangxu) должен был сидеть с левой стороны от этого окна за дверью, в то время как его наложницы сидели с правой стороны окна. Сейчас здесь можно увидеть восковые фигуры императрицы Цыси, императора Гуансюя, его супруги и слуг при дворце. Западные и восточные коридоры Сада Добродетели и Гармонии делились деревянными стойками на небольшие комнаты, от куда можно было наблюдать за представлением. Восточные пролеты предназначались для принцесс, князей и министров, а западные - для официальных лиц Двора и Ли Ляньина (Li Lianying) - самого влиятельного евнуха того времени. ![]() Восковая фигура императора Гуансюя На Большой Сцене для императрицы Цыси выступали самые знаменитые артисты Пекинской Оперы времен династии Цин : Ян Сяолоу (Yang Xiaolou) и Тань Синьпэй (Tan Xinpei). Эта сцена считается "Колыбелью Пекинской Оперы". В настоящее время в залах и коридорах Сада Добродетели и Гармонии устроены выставки и музеи, где представлены посуда и предметы быта императорской семьи, включая изделия из бронзы, керамики и нефрита.
Покинем Сад Добродетели и Гармонии и направимся на юг вдоль берега озера Куньмин. |
![]() |
ХРАМ ЕЛУЧУЦАЙ |
![]() |
![]() |
Внутри в двухэтажном павильоне установлены бронзовая статуя Вэньчана - китайского Бога Литературы, а также статуи двух его последователей, небесного юноши и бронзового коня. Вэньчан - небесное имя, которое у предсказателей считается символом богатства, а в даосизме Вэньчан - бог социального положения, славы и удачи. Башня Вэнчан строилась, как пара Башне Карнизов, Удерживающих Облака (宿云檐城关 - Суюньянь Чэнгуань - Suyunyan Chengguan - Gate Tower of Cloud-Retaining Eaves), расположенной на западном склоне Холма Долголетия. В ней стоит статуя Бога Войны - Гуаньюя (Guan Yu) - исторического героя, которому молились, в надежде получить защиту. Вместе две эти башни символизируют поддержку императора учеными и военными. ![]() Башня Вэньчан Немного не доходя до Башни Вэньчан, повернем налево и войдем в ворота большого двора. Сразу за ними слева будет стоять следующая достопримечательность нашего маршрута. Люди, которые знают историю Летнего Дворца, говорят : "До того, как появился Сад Чистых Волн, был Храм Елучуцая". Этот храм (Yeluchucaici - Yeluchucai Memorial Temple) - одно из самых ранних строений Летнего Дворца. Он посвящен Елучуцаю - государственному деятелю династии Юань. В храме находятся камера с гробом Елучуцая, зал памяти, его статуя и стела с надписью, сделанной императором Цяньлуном (乾隆 Qianlong). Елучуцай был известным министром династии Юань (1279-1368). Он родился в Чжунду (Zhongdu, старое название Пекина) в 1190 году. Елучуцай не был монголом, но служил при трех монгольских правителях : Чингисхане, Огдайхане (Ogdai Khan) и Наймачжэне (Naimazhen). Первым талантливого паренька заметил Чингисхан и призвал к себе на службу, правда за все время своего правления не дал тому ни одного значимого поста, словно испытывая его. Когда же пришло время передавать правление страной своему сыну Огдайхану, Чингисхан сказал ему, что "Елучуцая нашей семье послали небеса, поэтому, когда ты взойдешь на трон, ты должен доверить ему управление правительством". Чингисхан знал, что говорил, ведь, как говорили древние, "Верхом на коне можно завоевать весь мир, но управлять им верхом невозможно". ![]() Вид на Холм Долголетия от Храма Елучуцая Елучуцай стал работать на благо династии Юань. Им были составлены многие важные законы и правила династии. Его уважали не только при дворе, но даже иноземцы. Елучуцай умер в 1244 году. В честь заслуг перед династией Юань над его могилой возвели храм, а на Холме Кувшина (Холм Долголетия) поставили статую. Но простой народ был вражески настроен к монгольским правителям и ко всему, что было связанно с династией Юань, поэтому когда она пала, могила Елучуцая была полностью разрушена, а храм снесен. В 1750 году при строительстве Сада Чистых Волн было найдено захоронение. Архивы указывали на то, что это была могила Елучуцая. Император Цяньлун подумал, что династия Юань была периодом, когда неханьцы правили над ханьцами, а династия Цин стала временем, когда неханьцы стали править над народами Центральной Равнины. А раз так, то Елучуцай заслуживает почтения, как человек, сделавший огромный вклад в тот период истории. Император решил, что могила Елучуцая должна быть восстановлена. Но он не мог найти подходящего места, так как нельзя поставить храм неманьчжуру в маньчжурском императорском саду, это было неприемлемо. После долгих раздумий император решил возвести мавзолей Елучуцая за пределами сада, так что достоинство императорского сада было сохранено. ![]() Павильон Возвещающий Весну Во времена Культурной Революции храм сильно пострадал, но затем был восстановлен. Здесь же рядом с могилой Елучуцая вы можете увидеть каменную статую - наследие династии Юань. Статую нашли при строительстве столовой для персонала Летнего Дворца в 1979 году. Для публики храм открыли в 1984 году. Далее мы посетим Галерею Вэньчан. |
![]() |
ГАЛЕРЕЯ ВЭНЬЧАН |
![]() |
![]() |
На выставке можно увидеть изделия из бронзы, драгоценности, мебель, картины, каллиграфию, древние книги, часы, ручные работы из золота, серебра, бамбука, дерева, слоновой кости и многое другое. Как и положено работам для императорского дворца, все они выполнены на высочайшем уровне, демонстрируя лучшие техники своего времени. Многие из них являлись символами государства. Так же здесь можно увидеть вещи, относящиеся к повседневной жизни императоров и императриц династии Цин. ![]() Портрет Цыси в Галереи Вэньчан
Покинем Галерею Вэньчан и вернемся к берегу озера Куньмин. Прежде, чем вернуться к основному маршруту экскурсии, заглянем на небольшой островок, соединенный мостом с берегом. На нем стоит Павильон Возвещающий Весну (知春亭 - Чжичуньтин - Zhichun Ting - Heralding Spring Pavilion). От сюда открывается прекрасный вид на Холм Долголетия и Озеро Куньмин. |
![]() |
ЗАЛ НЕФРИТОВЫХ ВОЛН |
![]() |
![]() |
Зал Нефритовых Волн был построен в 1750 году, став местом, где император Цяньлун (乾隆 Qianlong) отдыхал со своими министрами и друзьями. В 1860 году зал сожгли англо-французские войска, но в 1886-ом его восстановили, превратив в резиденцию императора Гуансюя (光緒 Guangxu). Император Гуансюй, племянник вдовствующей императрицы Цыси, взошел на трон в возрасте 4-х лет. В силу возраста он не мог управлять государством, и реальная властью находилась в руках императрица Цыси. В 1898 году молодой император попытался начать политические реформы, что привело к жесткому конфликту с Цыси, которая возглавляла лагерь консерваторов. Реформы продлились всего 103 дня, закончившись неудачей - 21 сентября императрица Цыси издала указ, согласно которому император Гуансюй был болен, а вся власть в стране переходит к ней. В тот же день были арестованы руководители реформистского движения, включая самого Гуансюя. ![]() Зал Нефритовых Волн Сначала императора Гуансюя держали на острове Интай (Yingtai) в Павильоне Террасы над Водой (Water Terrace Pavilion) на Центральном Южном Озере (Middle South Sea) рядом с Запретным Городом. Но затем его перевезли в Зал Нефритовых Волн Летнего Дворца. За ним постоянно следили евнухи-охранники, все задние двери в Зал Нефритовых Волн были опечатаны, а позади деревянных строений двора возвели кирпичные стены, которые и сейчас можно увидеть в восточном и западном зале. Интересный факт - по приказу Цыси перед Залом Нефритовых Волн возвели две искусственные горки. Они символизировали мать и дитя и их любовь друг другу. Это был немой укор Гуансюю, за отсутствие должного уважения к императрице. Пробыв в заключении 10 лет, император умер 14 ноября 1908 года. На следующий день умерла Цыси. ![]() Толпы туристов Сейчас в зале можно увидеть трон, стол, курительницу и настенное панно - все сделано при правлении императора Цяньлуна. В зале есть табличка, написанная самой Цыси. На ней строчки : "Великолепие этих дворцов заставляет вечно сверкать звезду душевной чистоты". Приглядевшись, можно заметить, что в одном из иероглифов нет черты. Говорят, что императрица Цыси допустила ошибку, но никто не посмел сказать ей об этом.
КОЛЛЕКЦИЯ КНИГЕсли пройти на север от Зала Нефритовых Волн, то в следующем дворе можно увидеть еще один - Зал Коллекции Книг (Июньгуань - Yiyunguan - Collection of Books Hall), построенный в 1750 году при императоре Цяньлуне (乾隆 Qianlong). Зал имеет два боковых крыла с пятью пролетами в каждом. Восточный называется Комната Хранения Методов (Method Keeping Room), а западный - Приближаясь к Западной Комнате (Nearing the West Room). В 1860 году их сожгли, восстановив в 1886-ом. ![]() Зал Коллекция Книг В Зале Коллекции Книг жила императрица Лун Юй (Long Yu), жена императора Гуансюя (光緒 Guangxu), когда останавливалась в Летнем Дворце. Она была племянницей вдовствующей императрицы Цыси. После смерти императора Гуансюя и Цыси на трон взошел Пуи (溥儀 Puyi), а Лун Юй сама стала вдовствующей императрицей. В этом статусе она подписала указ об отречении от трона после Восстания в Вучане (Wuchang Uprising) в 1911 году. Покинем двор Зала Нефритовых Волн и пойдем вдоль берега озера Куньмин на север к Залу Счастья и Долголетия. |
![]() |
ЗАЛ СЧАСТЬЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ |
![]() |
![]() |
Двор Зала Счастья и Долголетия построен между озером Куньмин и Холмом Долголетия. Перед входом в него стоят бронзовые олени, журавли и вазы - комбинация предметов, олицетворяющая спокойствие. Их имена образуют омоним, означающий шесть направлений : восток, запад, юг, север, верх и низ. Олени к тому же - символы долголетия, так как считалось, что только эти животные могут найти линчжи (lingzhi) - гриб бессмертия (fungus of immortality). Во дворе растут магнолии, лесная яблоня и пионы, которые символизируют богатство и славу. Двор Зала Счастья и Долголетия занимает площадь 3000 квадратных метров и состоит из 49 комнат и помещений, соединенных коридорами. Все постройки прекрасно сбалансированы. Над входом в передние ворота зала написано : "Природная Близость Воды и Деревьев". Недалеко от этих ворот находится небольшая пристань, от куда Цыси отправлялась на водные прогулки по озеру. Причал освещался огнями, подвешенными на двадцатиметровых столбах, соединенных аркой. ![]() Олень - символ долголетия Во дворе зала установлен огромный камень - самая большая формация подобного рода, какую можно найти во всех китайских садах. Интересна история его происхождения. Камень был найден в горах Фаншань около Пекина одним из чиновников династии Мин - Ми Ваньчжуном (Mi Wanzhong), который захотел перенести его в свой Сад Пионов (место сегодняшнего Пекинского Университета). Но ему удалось преодолеть только половину пути до столицы, поскольку он потратил на эту затею все свои деньги и, разорившись, бросил камень на обочине дороги около Лянсяна (Liangxiang) в 30 километрах к юго-западу от Пекина. Спустя годы уже во времена династии Цин император Цяньлун увидел этот камень, возвращаясь из путешествия по районам южной части реки Янцзы. Узнав его историю, он приказал перевезти камень в Летний Дворец. Император дал ему имя Холм Голубого Ириса (青芝岫 - Цинчжи Сю - Qingzhi Xiu - Blue Iris Hill), хотя часто его называют Камень Разоритель (Stone of Wastrel), помятуя о печальной истории Ми Ваньчжуна. ![]() Пристань перед воротами в Зал Счастья и Долголетия Как и подобает императорской резиденции, Зал Счастья и Долголетия изысканно украшен. В его центре находятся трон, стол, стеклянный экран и опахало. Позади трона - четыре бронзовых кадила и две большие чаши - голубая и белая. В этих чашах хранились фрукты, но не для еды, а для аромата. Справа можно увидеть вышивку павлина с распущенным оперением, а слева - феникса среди сотни птиц. Императрица Цыси сравнивала себя с павлином и фениксом, ведь павлин считался самым красивым среди всех птиц, а феникс - их королем. Эти две вышивки были сделаны в провинции Гуандун. Стоит отметить, что в Китае есть 4 места, где делают знаменитые вышивки : Гуандун, Хунань, Сучжоу и Сычуань. В Гуандуне специализируются на горах, воде, цветах и птицах, в Сучжоу - на кошках и золотых рыбках, в Сычуане - на карпах и пандах, а в Хунане на тиграх и львах. ![]() Еще один символ долголетия - журавль Как уже говорилось, в центре зала стоял большой стол, за которым Цыси обедала. Каждый раз для нее готовили около 130 блюд, включая 50 видов риса, хлеба и лапши. На деньги, потраченные на один такой обед, в то время можно было весь день кормить 5000 крестьян. В зале всегда находились 28 служанок и 20 евнухов, готовых исполнить любое желание императрицы. Во время обеда Цыси всегда садилась на западной стороне стола лицом на восток. Это было связано с тем, что после смерти императора Сяньфэна (咸豐 Xianfeng) его жена, вдовствующая императрица Цыань, и Цыси помогали его сыну, императору Тунчжи (同治 Tongzhi), править страной. В то время за обеденным столом Цыань сидела лицом на запад, Цыси лицом на восток, а император Тунчжи в середине стола лицом на юг. Даже после смерти Цыань и Тунчжи Цыси сохранила эту традицию. Кроме главной комнаты в Зале Счастья и Долголетия были и другие. Так, восточная внешняя комната служила для завтрака и чая, а восточная внутренняя - местом для переодевания Цыси. Западная внутренняя комната была ее спальней, а внешняя западная служила для чтения и утверждения документов. ![]() Аппараты первой телефонной линии в Китае Говорят, что этот зал был первым местом в Китае, где в 1903 году появилось электричество, а уже затем его использование распространилось по всей стране. В Летнем Дворце была своя собственная электростанция. |
КОМНАТА ДОЛГОЛЕТИЯ |
К северо-востоку от Зала Счастья и Долголетия находится Комната Долголетия (Юншоучжай - Yongshouzhai - Longevity Chamber), которая стала резиденцией главного придворного евнуха Ли Ляньина (Li Lianying). Интересным элементом убранства комнаты являются кресла, покрытые желтым шелком. Говорят, что Ли не отваживался садиться на кресла, на которых сидела Цыси, и поэтому покрыл их все шелком. Выставка в комнате рассказывает о жизни евнухов во времена династии Цин. Ли Ляньин родился в провинции Хэбэй. В молодости он занялся торговлей, но попал в тюрьму. После освобождения он сменил работу и стал сапожником. При правлении императора Сяньфэна (咸豐 Xianfeng) Ли кастрировал сам себя и устроился служить при дворе династии Цин. Ли Ляньин стал любимцем императрицы Цыси, умело придумывая для нее новые прически. Начав с простого евнуха, он поднялся до суперинтеданта всех евнухов Запретного Города. Прослужив при дворе более 50 лет, Ли Ляньин стал вхож в высшие политические круги Китая, благодаря чему сколотил огромное состояние. Люди называли его "Девятитысячилетним", то есть всего на тысячу лет меньше, чем "Десятитысячилетний" император. ![]() По пути в Зал Счастья и Долголетия - все окна разной формы После смерти Цыси Ли Ляньин покинул Запретный Город и вскоре умер. Состояние евнуха было поделено между его приемными детьми (у него было четыре сына и две дочери). |
ЗАЛ ВЕТЕР ДОБРОДЕТЕЛИ |
![]() |
ДЛИННЫЙ КОРИДОР |
![]() |
![]() |
Коридор протянулся вдоль северного берега озера Куньмин от Ворот Приглашения Луны (邀月門 - Яоюэмэнь - Yaoyuemen - Gate of Inviting the Moon) на востоке до Павильона Старого Каменного Человека (Шичжан - Shizhang - Stone Old Man) на западе с Воротами Рассеянных Облаков в середине. Он состоит из 273 секций, все украшены рисунками. Вдоль коридора построены четыре восьмиугольных павильона, каждый из которых символизирует определенное время года. Вот их поэтические названия : Павильон Очаровательного Пейзажа (留佳 - Люцзя - Liujia - Mesmerizing Scenery), Павильон Гармонии с Водами Озера (寄澜 - Цзилань - Jilan - Harmonizing with the Lake), Павильон Осенних Вод (秋水 - Цюшуй - Qiushui - Autumn Water) и Ясный и Далекий Павильон (清遥 - Циняо - Qingyao - Clear and Remote). Благодаря им люди, гуляющие по коридору, не чувствуют, что берег озера искривляется, так как это скрадывается плавными переходами и чередующимися павильонами. ![]() Ворота Приглашения Луны - начало Длинного Коридора Но прежде всего Длинный Коридор знаменит своими рисунками - это словно художественная галерея, насчитывающая более чем 14,000 рисунков с изображениями пейзажей, цветов, птиц, людей и множества других сюжетов. Например, здесь можно увидеть более 500 изображений журавлей - символа долголетия. При чем практически невозможно найти двух одинаковых. Особого внимания заслуживают изображения людей, исторических сюжетов и просто сценок из жизни. Специальных пояснений под картинками нет, и вы сами можете представить, что на них изображено, ориентируясь по костюмам, выражениям на лицах людей и их действиям. Как же были созданы все эти рисунки? Когда строительство Длинного Коридора завершилось, на нем уже было нарисовано много картин, но число сюжетов было ограничено. Благодаря императору Цяньлуну (乾隆 Qianlong) их количество значительно увеличилось. Этот император шесть раз путешествовал в район дельты реки Янцзы, и с ним всегда были придворные художники, которые зарисовывали красивые места. По возвращении в столицу многие из этих картин переносились на перекрытия Длинного Коридора. ![]() Рисунки на Длинном Коридоре В 1860 году англо-французские войска захватили Пекин, и Длинный Коридор был сожжен. В 1886 году, когда императрица Цыси начала восстанавливать Летний Дворец, она приказала нарисовать такие же картины, какие были до этого. Художникам даже пришлось ездить на юг, чтобы найти необходимые сюжеты для пейзажей. Вот почему люди не без основания говорят, что гуляя по Длинному Коридору, ты словно путешествуешь по югу Китая. Глядя на Длинный Коридор со стороны, может показаться, что его конструкция довольно хрупкая и вряд ли выдержит повреждения, вызванные сильными ветрами, дождем и землетрясениями. Но на протяжении многих лет ни разу не случались обрушения или другие значительные повреждения. Такая прочность обусловлена фундаментом, который был усилен толстым слоем утрамбованной земли, а также применением принципов механики в конструкции, например, путем установки павильонов по концам коридора. Кроме того, Холм Долголетия образует своеобразный щит, закрывающий коридор от сильных северо-западных ветров. ![]() Павильон Очаровательного Пейзажа После 1949 года с целью сохранения художественного наследия Длинный Коридор перекрашивали дважды, при этом все картины были выполнены в том же стиле. Кроме этого на четырех восьмиугольных павильонах были добавлены рисунки персонажей из различных новелл и историй. Во время Культурной Революции под влиянием ультра-левых появилось мнение о замене классических картин Длинного Коридора на современные картинки. Чтобы защитить значимые работы, служащие Летнего Дворца покрыли их известкой. После Культурной Революции известку смыли водой, и оригинальные картины вышли на свет. Дойдя до середины Длинного Коридора, наш маршрут повернет направо. Далее мы поднимемся на Холм Долголетия. Хотя если у вас есть время и желание, вы можете дойти до конца коридора, а затем вернуться назад. |
![]() |
ЗАЛ РАССЕЯННЫХ ОБЛАКОВ |
![]() |
![]() |
Здесь же во дворе находятся два боковых зала : слева - Зал Облачной Парчи (云锦殿 - Юньцзиньдянь - Yunjindian - Hall of Cloudlike Brocade), а справа - Зал Изящного Нефрита (玉华殿 - Юхуадянь - Yuhuadian - Hall of Finest Jade). Оба зала служили гостиными для принцев, министров и знати, когда они прибывали в Летний Дворец на празднование дня рождения Цыси. В залах сейчас выставлены подарки для нее. Перейдя через Мост Золотой Воды и пройдя через Вторые Дворцовые Ворота (Second Palace Gate), вы попадете во двор, в котором стоит Зал Рассеянных Облаков. Зал Рассеянных Облаков (Пайюньдянь - Paiyundian - Hall of Dispelling Clouds) - роскошное строение с красными колоннами и крышей, покрытой желтой черепицей. Здание стоит на платформе с перилами из белого мрамора, а вокруг - бронзовые драконы, фениксы и сосуды. Зал и примыкающие к нему боковые залы состоят из 21 комнаты, которые соединены коридорами. ![]() Ворота Рассеянных Облаков Если смотреть с расстояния, то видно, что пристань, арка около нее, Ворота Рассеянных Облаков, Мост Золотой Воды, Вторые Дворцовые Ворота и Зал Рассеянных Облаков составляют единую линию из строений, постепенно поднимающихся вдоль холма. Они образуют самую красивую группу зданий Летнего Дворца. Зал Рассеянных Облаков построен в 1750 году. В 1860 году его сожгли англо-французские войска, но в 1886-ом он был восстановлен. Его название взято из строчек стихов Го Пу (Guo Pu 276-324) - поэта династии Цзинь : "Бессмертные спускаются с расступающихся облаков; терраса из серебра и золота появилась". Древние верили, что когда боги спускаются на землю, красивые здания раздвигают тучи и превращаются в горы, укутанные облаками. Нужно отметить, что Зал Рассеянных Облаков был построен на месте Зала Великого Будды (Hall of the Great Buddha) Храма Бесконечной Благодарности и Долголетия (Temple of Immense Gratitude and Longevity). При восстановлении Летнего Дворца императрица Цыси хотела сделать Зал Рассеянных Облаков местом своей опочивальни. Но когда зал был закончен, она заболела. Цыси подумала, что причина в стоящей рядом Башне Воскуриваний в Честь Будды - близость спальни императрицы к Буддистской Священной Земле могла оскорбить Будду. Она передумала и перенесла свою спальню в Зал Счастья и Долголетия. ![]() Мост Золотой Воды и Вторые Дворцовые Ворота Зал Рассеянных Облаков использовался только один раз в году - во время дня рождения императрицы Цыси - десятый день десятого лунного месяца. Празднования были роскошными и продолжались несколько дней, сопровождаясь музыкой и выступлениями артистов оперы на Большой Сцене. Во время церемонии Цыси сидела на троне внутри зала, а император Гуансюй (光緒 Guangxu) и его министры приходили сюда для выражения ей своего уважения и почтения. Стоимость проведения каждого дня рождения императрицы Цыси была огромной. Например, на празднование ее 63-го дня рождения было потрачено 540000 лян серебра. В то время годовое жалование обычного евнуха составляло всего 2 ляна серебра. Дорогими были не только празднования, но и подарки для Цыси. Некоторые из них сейчас выставлены в этом зале. ![]() Зал Рассеянных Облаков Дорогими подарками придворные старались угодить Цыси и привлечь ее внимание. Так один высокопоставленный военный чиновник Юань Шикай (Yuan Shikai) долго не мог найти подарок для императрицы, ведь деликатесы, шелк, каллиграфия, драгоценности и нефрит были для нее обыденностью. Тогда он за большие деньги купил двух попугаев и научил их говорить : "Долгой жизни, Старый Будда!" и "Удачи, Старый Будда!" (Цыси любила, когда ее называли Старый Будда). Императрица была очень польщена таким подарком от Юань Шикая, что, в том числе, помогло ему быстро подняться по карьерной лестнице. Во дворе Зала Рассеянных Облаков есть два боковых зала : слева - Зал Пурпурных Небес (紫霄殿 - Цзысяодянь - Zixiaodian - Purple Heaven Hall), а справа - Зал Ароматной Роскоши (芳辉殿 - Фанхуэйдянь - Fanghuidian - Hall of Fragrant Splendor). Как и боковые залы во дворе Ворот Рассеянных Облаков они служили гостиными для принцев, министров и знати, когда они прибывали в Летний Дворец на празднование дня рождения Цыси. В залах сейчас выставлены подарки для Цыси. Покинем Зал Рассеянных Облаков, обойдем его и поднимемся по крутой лестнице к Залу Славы Добродетели (德辉殿 - Дэхуэйдянь - Dehuidian - Hall of Virtuous Glories), который служил местом, где императрица Цыси переодевалась, перед тем, как направиться в Башню Воскуриваний в Честь Будды, где первого и пятнадцатого числа каждого месяца по лунному календарю она зажигала благовония и молилась богам. |
![]() |
ПАВИЛЬОН ДРАГОЦЕННОГО ОБЛАКА |
![]() |
![]() |
ВРАЩАЮЩИЕСЯ АРХИВЫ |
![]() |
![]() |
Архивы состоят из главного павильона и двух боковых, соединенных друг с другом коридором. Перед Вращающимися Архивами стоит большая каменная стела, изготовленная из цельного куска камня, ее высота 10 метров. На ней можно увидеть шесть иероглифов, означающих Холм Долголетия и Озеро Куньмин. Надпись сделана императором Цяньлуном (乾隆 Qianlong). На обратной стороне стелы вырезан полный текст эссе императора - "Заметки об озере Куньмин и Холме Долголетия" ("A Note on Kunming Lake at the Longevity Hill"), где описывается как и почему озеро было расширено. ![]() Вращающиеся Архивы В каждом из боковых павильонов стояли восьмиугольные деревянные башни, в которых хранились буддистские книги. Эти башни могли вращаться вокруг центральной оси, а их вращение управлялось механизмом снизу. Когда император или императрица приходили сюда, они просто поворачивали одну из башен на один оборот, что символизировало, что книги были прочитаны один раз. Поэтому они и получили название Вращающиеся Архивы. Продолжим наш путь на Холм Долголетия - еще одна крутая лестница, и мы окажемся у Башни Воскуриваний в Честь Будды. |
![]() |
БАШНЯ ВОСКУРИВАНИЙ В ЧЕСТЬ БУДДЫ |
![]() |
![]() |
Башня была построена в 1750 году императором Цяньлуном (乾隆 Qianlong), но в 1860 году ее разрушили англо-французские войска. В 1889 году при правлении императора Гуансюя (光緒 Guangxu) она была восстановлена в прежнем виде. В 1900 году при вторжении альянса восьми государств башню вновь сожгли, восстановив в 1903-ем. В 1987 году башня прошла большую реставрацию, которая закончилась в 1989-ом. Для публики ее открыли в том же году. ![]() Башня Воскуриваний в Честь Будды Интересно, что в соответствии с начальным планом строительства Сада Чистых Волн на месте башни стали возводить девятиэтажную пагоду. Она создавалась по образу знаменитой Пагоды Шести Гармоний (Люхэта - Liuheta - Six Harmony Pagoda) в Ханчжоу провинции Чжэцзян. Строительство шло своим чередом и император Цяньлун даже написал поэму в ее честь : "Холм Долголетия После Дождя" ("Longevity Hill After Rain"). Но когда был закончен восьмой этаж, и строительство подходило к концу, возникло сомнение в правильности решения о возведении пагоды - ее архитектура не сочеталась с озером и холмом - она была слишком высокая и тонкая. К тому же вокруг Сада Чистых Волн уже стояли несколько пагод, что вызывало повторение. Тогда император решил заменить ее чем-то более основательным, и приказал разобрать пагоду, а на ее месте построить Башню Воскуриваний в Честь Будды. ![]() Вид на Зал Рассеянных Облаков с башни Внутри башни находится статуя Будды, которую отлили в 1574 году при правлении императора Ваньли (萬曆 Wanli) династии Мин. Она посвящена Будде Гуаньинь. Статуя сделана из бронзы и покрыта золотом, ее высота пять метров, а вес пять тонн. Эту элегантную и величественную скульптуру так же называют "Будда с тысячью руками и глазами" - у статуи одна голова, состоящая из четырех ярусов, по три лица в каждом - всего двенадцать лиц, а также двадцать четыре руки. Будда сидит на лотосе, у которого число лепестков в девяти слоях равно 999. Интересна история этой статуи. После строительства Башни Воскуриваний в Честь Будды на первом этаже стояла другая статуя, но она была разрушена англо-французскими войсками, когда они сожгли башню. После восстановления башни туда поставили глиняную скульптуру вместо бронзовой. Но и ей не повезло - во время Культурной Революции ее убрали, и 23 года с 1966 по 1989 год каменный пьедестал пустовал. Во время реставрации в 1989 году встал вопрос о возвращении статуи. ![]() Вверх к Башне Воскуриваний в Честь Будды И тут прошел слух, что в одной из начальных школ рядом с Барабанной Башней за двойной стеной спрятана бронзовая статуя Будды. Информация подтвердилась, и эту статую решили поставить в Башне Воскуриваний в Честь Будды. Перемещение такой большой скульптуры было делом не легким - пришлось снести несколько домов. А на Холм Долголетия ее поднимали вручную по доскам с круглыми чурками под ними. В самой башне пришлось убрать несколько окон, чтобы поставить статую на место. Но и на этом проблемы не закончились. После установки статуи обнаружилось, что пропала маленькая статуэтка на голове статуи (эту статуэтку называют "Трансформировавшийся Будда"). При транспортировке никто не обратил на это внимание, так как статуя была покрыта толстым слоем пыли. Но тут один из работников парка вспомнил случай о находке на дне озера Куньмин маленькой статуи Будды во время купания. В то время администрация Летнего Дворца решила, что она попала в озеро случайно и положила статуэтку на склад. После поисков на складе статуэтку принесли в Башню Воскуриваний в Честь Будды. Когда статуэтку поместили на большую статую, она прекрасно встала на место. ![]() Статуя Будды внутри башни
Продолжим наш путь на юг по Холму Долголетия. Следующая достопримечательность экскурсии будет Храм Моря Мудрости. |
![]() |
ХРАМ МОРЯ МУДРОСТИ |
![]() |
![]() |
Иероглифы, написанные на обеих сторонах каменных арок, образуют текст буддистского гимна : "Царство знаменитых ароматов, лесов Бога, морей мудрости и благоприятных облаков". Перед Храмом Моря Мудрости стоят ворота Пайфан, которые называются Поле Фимиама (Чжунсянцзе - Zhongxiangjie - Field of Incenses). На двух боковых арках этих ворот написан тот же текст буддистского гимна. Сам Храм Моря Мудрости символизирует Святую Землю Будды, в то время как ворота служат входом, ведущим к этой земле. ![]() Храм Моря Мудрости и ворота перед ним Что бы приблизиться к воротам, нужно подняться по ступенькам, которые были проложены на склоне, - так проверялась религиозность паломников. В качестве материала для строительства этих ворот и Храма Моря Мудрости использовались камень и кирпичи, облицованные цветной керамической плиткой. Благодаря этому, они одни из немногих зданий Летнего Дворца, уцелевших при вторжении англо-французских войск. Далее мы спустимся по северному склону Холма Долголетия к Залу Буддистской Доктрины. Обратите внимание на скалы вокруг. Они сделаны так искусно, что нельзя сказать природные они или искусственные. |
![]() |
ЗАЛ БУДДИСТСКОЙ ДОКТРИНЫ |
![]() |
![]() |
C северной стороны Зала Буддистской Доктрины находится место, где стоял Храм Сумеру (须弥灵镜址 - Сюймилинцзинчжи - Xumilingjingzhi - Site of Sumeru Temple). Сейчас это плоская платформа с двумя трехметровыми башнями, на которых можно прочитать тексты двух сутр : Алмазной Сутры и Сутры Дхарани (Dharani Sutra). Зал Буддистской Доктрины, который мы видим сейчас, - одноэтажное здание, построенное императрицей Цыси при восстановлении Летнего Дворца. Изначально же это было трехэтажное строение похожее на Храм Пунин в Чэндэ. С восточной и западной стороны зала расположены дворы, в которых стоят соответственно Храм Сяньшань (Xianshan Temple) и Храм Юньхуэй (Yunhui Temple). |
ЧЕТЫРЕ ВЕЛИКИХ КОНТИНЕНТА |
Вокруг Зала Буддистской Доктрины стоят четыре дагобы - Четыре Великих Континента (Сыдабучжоу - Sidabuzhou - Four Great Regions). Они называются Джамбудвипа (Jambudvipa), Уттаракара (Uttarakara), Пурвавидева (Purvavidewa) и Апарагодания (Aparagodaniya). Эти четыре ламаистские дагобы красного, белого, черного и зеленого цвета символизируют четыре разновидности мудрости Будды. Хотя есть и другая версия - это четыре элемента : земля, огонь, вода и ветер в буддистском учении о мире. Вокруг Четырех Великих Континентов стоят Восемь Маленьких Континентов - террасы и дагобы разных размеров. ![]() Зал Буддистской Доктрины Каждую из больших дагоб венчает конический шпиль, состоящий из 13 слоев, которые изображают 13 небес, упомянутых в буддистских священных книгах. Каждая из дагоб состоит из платформы с проходом сквозь нее, основания в виде лотоса, тела дагобы, буддистского колеса, цветка лотоса, смотрящего вверх, цветка лотоса, смотрящего вниз и купола. Эти необычные дагобы - копии ламаистских дагоб в Храме Моюй (Moyu Temple) в Тибете. В середине Четырех Великих Континентов и Восьми Маленьких Континентов стоят две террасы : одна выпуклая, а другая вогнутая, которые представляют солнце и луну, летающих вокруг Будды. ![]() Ламаистские дагобы Как говорилось выше, строительство ламаистского храма в Летнем Дворце связано с политической ситуацией в Китае того времени. Начиная с конца XVII века, между этническими меньшинствами и племенами Монголии, Тибета и северо-запада страны часто возникали распри, приводившие к войнам. Ситуация еще больше ухудшилась во времена правления императора Цяньлуна (乾隆 Qianlong). Чисто военных мер стало недостаточно, необходимо было искать политические пути решения проблемы. Тогда император Цяньлун пригласил к себе правителей с северо-запада страны, монгольских религиозных лидеров, а также Шестого Далай Ламу. Все они исповедовали ламаизм, тибетскую школу Буддизма, что заставило Цяньлуна понял важность религии в объединении севера, северо-запада, Цинхая и Тибета. Император Цяньлун решил возвести ламаистский храм, внешне похожий на Храм Самяй (Samyai Temple) в Тибете (построен в 779 году тибетским королем Чисун Тэцзанем (Chisong Tezan)). В 1752 году император отправил художника, топографа и двух чиновников в Тибет, чтобы те сделали рисунки и чертежи храма. Когда они вернулись, были построены две копии Самяя : одна в северо-восточной части Горного Курорта Чэндэ (Chengde Mountain Resort) - сейчас это Храм Пунин (Puning Temple), а вторая на северном склоне Холма Долголетия. При строительстве были внесены некоторые изменения, поэтому храм в Летнем Дворце сочетал тибетский, индийский и ханьский стили архитектуры. ![]() Бывшее место Храма Сумеру Итак, строительство ламаистского храма в Летнем Дворце должно было показать всем, что Буддизм - национальная религия Китая, потому что этот храм был построен в императорском саду. Это означало, что правительство династии Цин осознавало важность ламаизма, и что Пекин стал национальным центром ламаизма. Естественно, в то время храм процветал : в нем было несколько сотен ламаистских священников, и на него тратились большие суммы денег. В 1860 году этот храм был обращен в пепел армией агрессоров. В 1888 году, когда императрица Цыси заново отстраивала Летний Дворец, денег на полное восстановление храма не хватило. Был построен только один большой зал на задней стороне Холма Долголетия - Зал Буддистской Доктрины, который сейчас и можно увидеть. Продолжим спускаться по северному склону холма, где у его подножия лежит Торговая Улица Сучжоу. |
![]() |
ТОРГОВАЯ УЛИЦА СУЧЖОУ |
![]() |
![]() |
Эта улица была построена более чем 200 лет назад при императоре Цяньлуне (乾隆 Qianlong). Ее появление в императорском саду было вызвано двумя причинами. Во-первых, тем впечатлением, которое на Цяньлуна произвели водные районы Сучжоу в низовьях реки Янцзы, во время его путешествия со своей матерью, вдовствующей императрицей Сяошэн (Xiaosheng), на юг. Здесь люди торговали прямо с лодок по берегам рек и каналов. Такого он никогда не видел на севере, и решил создать нечто подобное в Пекине. Вторая причина связана с тем, что во времена царственных династий императрицы, принцессы и наложницы жили за стенами дворцов, отрезанные от внешнего мира. Их жизнь была полна скуки. Поэтому появление Улицы Сучжоу стало прекрасным развлечением, которое скрашивало однообразные дни при дворе. Ведь здесь, в Летнем Дворце, была воссоздана сама атмосфера Сучжоу : евнухи и служанки одевались продавцами, покупателями и прохожими. И когда император Цяньлун приходил со своей матерью на эту улицу, она уже была полна торговцев и покупателей, которые азартно торговались друг с другом. Даже попрошайки и карманники сновали вокруг в толпе. ![]() Торговая Улица Сучжоу Торговая Улица Сучжоу была сожжена в 1860 году при вторжении англо-французских войск, но во время восстановления Летнего Дворца при императрице Цыси денег на ее перестройку не хватило. Только в 1986 году началось восстановление улицы как части реставрационных работ в Летнем Дворце. Работы закончились в сентябре 1990 года. Планы восстановления улицы были сделаны членами Архитектурного Отделением Университета Цинхуа (Architecture Depertment of Qinghua University). Они были основаны на исторических записях, найденных в Национальном Архиве Истории (National Archives of History), Национальной Библиотеке (National Library) и Запретном Городе. Сейчас на шестистах метрах Улицы Сучжоу стоят более чем 60 магазинов, ресторанов, чайных домов, а также галереи, банки, аптеки, красильни и книжные магазины. Все продавцы, лодочники, полицейские и музыканты одеты в традиционные одежды династии Цин. Надписи на магазинах сделаны в старом стиле. По Заднему Озеру снуют лодки с гребцами, на которых вы можете прокатиться. Здесь есть возможность поменять свои деньги на "древние" монеты и потратить их в местных магазинах. Для привлечения туристов каждый день один из магазинов устраивает церемонию традиционного открытия. Особенно красивой Улица Сучжоу становится вечером, когда зажигаются огни. ![]() Торговая Улица Сучжоу Вместе с Улицей Сучжоу были также восстановлены Зал Нарисованных Цветов (Хуэйфантан - Huifangtang - Hall of Painted Flowers) и Веранда Изящных Теней (Цзяиньсюйань - Jiayinxuian - Veranda of Fine Shades). Располагаясь над улицей на северном склоне Холма Долголетия, они добавили глубины пейзажу вокруг нее.
|
![]() |
ПАГОДА МНОЖЕСТВА СОКРОВИЩ |
![]() |
![]() |
ГУЛЯЯ ПО КАРТИНЕ |
![]() |
![]() |
ЗАЛ ПЕСЕН ИВОЛГИ |
![]() |
![]() |
На двухэтажной сцене Зала Песен Иволги проходили представления для матери императора Цяньлуна (乾隆 Qianlong). Это было еще до появления Пекинской Оперы, поэтому здесь показывали только эстрадные номера. Так как зрители и выступающие были приближенными ко Двору, то обстановка во время концертов была довольно неформальной - говорят, что даже сам император принимал участие в представлениях. В 1860 году зал был разрушен англо-французскими войсками. После восстановления Летнего Дворца сцена Зала Песен Иволги стали смотреть на север, а не на юг как раньше. Это связано с тем, что когда-то на ней выступал сам император, а значит она должна смотреть на юг, как все строения, которые использовал правитель. При императрице Цыси на сцене стали играть только евнухи и профессиональные артисты, поэтому сцену и главный зал развернули лицом на север. До строительства Большой Сцены в Саде Добродетели и Гармонии Цыси смотрела оперу здесь. ![]() Вид на Зал Песен Иволги с Павильона Гуляя по Картине В 1940 году Зал Песен Иволги был переделан в ресторан, который стал знаменит своей императорской кухней. Особенно стоит отметить Рыбный Банкет (All Fish Banquet), выигравший множество наград на кулинарных состязаниях. Причем, в отличии от ресторана Фаншань в Парке Бэйхай, это действительно императорский ресторан, потому что еда готовится так же, как во дворце, все одеты в том же стиле, что и во дворце и, наконец, он расположен во дворце. Если вы не собираетесь посещать ресторан в Зале Песен Иволги, то обойдем его с восточной стороны, чтобы выйти к Длинному Коридору, по которому мы дойдем до его самой западной точки, где стоит Павильон Каменного Человека. К северо-западу от этого павильона находится следующая достопримечательность нашей экскурсии - Мраморная Ладья. |
![]() |
МРАМОРНАЯ ЛАДЬЯ |
![]() |
![]() |
Мраморную Ладью построили в 1755 году, причем надстройка, выполненная в китайской манере, была деревянная. В 1860 году ее сожгли англо-французские войска. В 1893 году при восстановлении Летнего Дворца императрица Цыси решила придать ладье европейские очертания. Кроме того, были добавлены два гребных колеса по обоим бортам. ![]() Мраморная Ладья Длина Мраморной Ладьи 36 метров. Ее корпус сделан из мрамора, а надстройка из дерева, покрашенного под мрамор. Палуба ладьи выложена цветной плиткой, в то время, как окна представляют собой мозаику из цветного стекла. Во время дождя вода стекает в четыре полые колонны, а затем через пасти драконов в озеро. Императрица Цыси превратила ладью в чайный домик, а для того, чтобы она могла наслаждаться пейзажем во время чаепития, на каждой палубе были установлены огромные зеркала. Строительство Мраморной Ладьи имело и политический подтекст. Знаменитый литератор Чжан Хэн (Zhang Heng) однажды написал : "Воды, которые несут лодку, могут и поглотить ее". В этих словах он сравнивал отношения между императором и народом, давая понять, что император должен любить свой народ, иначе тот может свергнуть его. Строя ладью из мрамора, император Цяньлун (乾隆 Qianlong) хотел подчеркнуть стабильность династии Цин. ![]() Банановый Мост Недалеко от Мраморной Ладьи стоит Банановый Мост (Синцяо - Xing Qiao - Bridge of Banana-Plant), который был построен при императоре Цяньлуне (乾隆 Qianlong). Его название навеяно строчками из Книги Песен (Book of Songs) : "Побеги банана беспорядочно плывут мимо, и я должен ловить их здесь и там". Это был последний пункт нашей экскурсии на северном берегу озера Куньмин. Далее мы прогуляемся по Западной Дамбе. |
![]() |
ШЕСТЬ МОСТОВ И ОДИН ПАВИЛЬОН |
![]() |
![]() |
Для того, чтобы попасть на Западную Дамбу, поднимемся от Бананового Моста на север, пройдем через Башню Карниза Удерживающего Облака и, дойдя до Арочного Моста, повернем на запад. Через несколько десятков метров мы окажемся на северной оконечности Западной Дамбы. Западная Дамба (西堤 - Сиди - Xidi - West Causeway) озера Куньмин в длину 2,5 километра. На ней стоят шесть каменных мостов и один павильон. Эти мосты - точная копия шести мостов на Дамбе Су Западного Озера в Ханчжоу (Hangzhou) провинции Чжэцзян (Zhejiang). Вот названия этих мостов с севера на юг : Мост, Разделяющий Озеро, Поэтический Мост, Мост Нефритового Пояса, Зеркальный Мост, Шелковый Мост, Ивовый Мост. ![]() Ивовый Мост Расскажем немного об этих мостах. Первый мост на нашем пути - Мост, Разделяющий Озеро (解湖桥 - Цзехуцяо - Jiehuqiao - Lake Dividing Bridge). Он отделяет Заднее Озеро от Озера Куньмин, что и дало ему его название. Следующий мост Западной Дамбы - Поэтический Мост (豳风桥 - Биньфэнцяо - Binfengqiao - Bridge of Pastoral Poems). Нужно отметить, что при постройке его назвали Мост Тутового Дерева и Китайской Крапивы (Санчжуцяо - Sangzhuqiao - Mulberry and Ramie Bridge). Но это название не понравилось императрице Цыси - она посчитала, что оно отдаленно связано со смертью ее мужа, императора Сяньфэна (咸豐 Xianfeng), чье персональное имя было Ичжу (奕詝 Yizhu). Так как "санчжу" звучит также, как слова "смерть мастера", а слово "чжу" в "санчжу" - омоним слова "чжу" в имени ее мужа Ичжу, она посчитала, что это плохой знак. ![]() Мост Нефритового Пояса Сегодняшнее название, Поэтический Мост, является отсылкой к старой песне из первого китайского песенника - Книги Поэм. Эта песня, в которой описывается повседневная жизнь крестьян в древнем Китае, называлась Пасторальная Поэма (Pastoral Poem). Такое название ярко демонстрирует внимание, которое императоры уделяли сельскому хозяйству. Далее стоит Мост Нефритового Пояса (玉带桥 - Юйдайцяо - Yudaiqiao - Jade Belt Bridge) - самый высокий арочный мост из шести мостов Западной Дамбы - расстояние от воды до моста - 10 метров. Он называется нефритовым, потому что сделан из белого и серого мрамора, который напоминает нефрит. Из-за свое формы он получил еще одно название - Спина Верблюда. Мост Нефритового Пояса такой же по форме и размерам, как и Мост Волнистого Гобелена (绣漪桥 - Сюицяо - Xiuyiqiao - Wavy Tapestry Bridge) в южной части озера Куньмин. ![]() Каменный Мост Причина строительства Моста Нефритового Пояса такой формы и размера проста - только под ним могла пройти большая императорская лодка-дракон, когда император и императрица направлялись из Сада Чистых Волн к Холмам Нефритовой Весны. Четвертый мост с севера - Зеркальный Мост (镜桥 - Цзинцяо - Jingqiao - Mirror Bridge). Две строчки из поэмы великого поэта Ли Бая (Li Bai) (701-762) династии Тан легли в основу названия для этого моста : "Между двумя потоками - яркое зеркало, над двумя мостами - сияет цветная радуга". Название следующего моста - Шелковый Мост (练桥 - Ляньцяо - Lianqiao - Silk Bridge) навеяно строчками поэмы Се Тяо (Xie Tiao) Южных династий : "Река Чэн, гладкая, как кусок белого шелка". ![]() Зеркальный Мост Последний из шести мостов - Ивовый Мост (柳桥 - Люцяо - Liuqiao - Willow Bridge), чье название основано на строчке из поэмы великого поэта династии Тан - Ду Фу (Du Fu), которая звучит так : "День прекрасен и ивовые сережки летают над Ивовым Мостом". Среди шести мостов Западной Дамбы есть один павильон - Павильон Красивого Пейзажа (景明楼 - Цзинминлоу - Jingminglou - Pavilion of Bright Scenery или Tower of Bright Scenery), хотя на самом деле это целых три павильона. Построенный еще при императоре Цяньлуне (乾隆 Qianlong), он считался одним из самых красивых элементов водного пейзажа за пределами императорского сада. ![]() Павильон Красивого Пейзажа Люди называли этот павильон Маленькой Башней Юэян, что было связано не только с архитектурой, но и с тем, что ей посвящали поэмы многие китайские литераторы, например писатель Фань Чжунянь (Fan Zhongyan) династии Сун написал "Заметки о Башне Юэян" (Note on Yueyang Tower). Да и сам император Цяньлун, обладая литературным даром, любил приходить в этот павильон и посвящать ему стихи. За сорок лет он написал 17 произведений, связанных с Павильоном Красивого Пейзажа. Как и большинство строений в Летнем Дворце павильон погиб в огне в 1860 году. Но при восстановлении дворца императрицей Цыси все усилия были направлены на залы и башни вокруг Холма Долголетия, в то время как в западной части сада практически ничего не делалось. Хуже того, кирпичи и камни, оставшиеся от павильона, пошли на восстановления других зданий в восточной части. Поэтому даже руины павильона полностью исчезли. Многие люди пытались установить точное место павильона по историческим записям, но все было тщетно. ![]() Вид с Западной Дамбы За 240 лет на дне озера Куньмин накопилось огромное количество ила. В 1991 году было принято решение по очистки дна озера для чего было мобилизовано 200,000 человек. Когда озеро осушили и убрали толстый слой грязи, основание Павильона Красивого Пейзажа появилось на свет. После этого архитекторам стало сравнительно легко сначала воссоздать чертежи, а затем и восстановить сам павильон в том же 1991 году. Выше были перечислены мосты Западной Дамбы, но прежде, чем все их обойти, я предлагаю на Поэтическом Мосту сойти с дамбы и проследовать к еще одной достопримечательности нашего маршрута - живописному району, называемому Картины Земледелия и Ткачества. |
![]() |
КАРТИНЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И ТКАЧЕСТВА |
![]() |
![]() |
ПАВИЛЬОН ОТКРЫТОГО ВИДА |
![]() |
![]() |
Поднимаясь на север вдоль восточного берега Озера Куньмин, мы подойдем к Павильону Открытого Вида (Кожутин - Kuoruting - Pavilion of Broad Vistas) - самому большому павильону в Летнем Дворце. Люди часто называют его Восьмиугольным Павильоном из-за его формы. Стоит отметить, что строение подобной конструкции и такого размера вы не найдете нигде больше в Китае. Павильон получил свое название благодаря тому, что у него нет стен, и поэтому открывается прекрасный вид на Озеро Куньмин. Сам он занимает площадь 130 квадратных метров, его крышу поддерживают 40 колонн в три окружности : 24 колонны круглые, остальные 16 - квадратные. Перекрытия украшены росписью. Все строение выглядит надежно и основательно. Еще одно название павильона - Павильон Восьми Направлений (Pavilion of Eight Dimensions). ![]() Павильон Открытого Вида То, что такой большой павильон был построен на этом месте, связано исключительно с требованиями ландшафтного дизайна. Семнадцатиарочный Мост соединяет восточный берег озера с Островом Южного Озера, и если смотреть на этот мост с Холма Долголетия, то без большого строения на восточном конце моста пейзаж теряет уравновешенность. Павильон Открытого Вида создает своеобразный баланс с постройками на острове. |
![]() |
СЕМНАДЦАТИ-АРОЧНЫЙ МОСТ |
![]() |
![]() |
Воспользуемся Семнадцатиарочным Мостом (Шицикунцяо - Shiqikongqiao - Seventeen-Arch Bridge) и перейдем на Остров Южного Озера. Мост, по которому мы будем идти, был построен в 1750 году во время правления императора Цяньлуна (乾隆 Qianlong). Этот мост является имитацией знаменитого моста Марко Поло (Лугоуцяо - Lugouqiao - Marco Polo Bridge) на юго-западе Пекина. В длину это сооружение 150 метров, что делает его самым длинным мостом во всех императорских садах Китая. В его украшении использовано 544 мраморных льва - все в разных позах, а по концам моста стоят четыре бестии. Мост не только обеспечивает переход на Остров Южного Озера, но и делит озеро пополам, тем самым ломая монотонность воды, что создает перспективу в пейзаже. ![]() Семнадцати-Арочный Мост Почему у этого моста семнадцать арок? Считается, что это основано на числе девять - самом большом нечетном числе. В древнем Китае считали четные числа 2, 4, 6, 8 и 10 негативными числами, а нечетные числа 1, 3, 5, 7 и 9 - позитивными. Если считать от центральной арки моста, то число арок будет 9 в каждом направлении. Тот же принцип использован при строительстве Круглого Алтаря в Храме Неба. Есть и другая версия. Число восемь в Китае связано с удачей и богатством, а число девять - самое благоприятное число для императоров. Таким образом, император, Сын Неба, в центре моста стоял в середине между удачей по обеим сторонам. |
![]() |
ОСТРОВ ЮЖНОГО ОЗЕРА |
![]() |
![]() |
Итак, Семнадцати-Арочный Мост перенесет нас на Остров Южного Озера (Наньхудао - Nanhudao - South Lake Island). Имея площадь более гектара, он является самым большим из трех островов озера Куньмин. Сам он весь окружен парапетом из резного камня, а если смотреть с расстояния, то остров вместе с мостом напоминает черепаху, вытянувшую шею. Такое сравнение очень понравилось императору Цяньлуну (乾隆 Qianlong), ведь черепаха - один из символов долголетия. Главными постройками на острове являются Зал Ханьсюй (Hanxu Hall) и Храм Короля-Дракона. Зал Ханьсюй, построенный в виде павильона, был местом, от куда вдовствующая императрица Цыси наблюдала за военно-морскими учениями. ![]() Паром до Острова Южного Озера Храм Короля-Дракона (龙王庙 - Лунванмяо - Longwangmiao - Dragon King Temple) изначально стоял на восточном берегу Западного Озера и назывался Храм Бога-Дракона (Dragon God Temple). После того, как при императоре Цяньлуне это озеро расширили, храм и землю, на которой он стоял, перенесли на новое место. Так появился новый остров - Остров Южного Озера. После реконструкции храм стал служить местом молитв за дождь, ведь в старые времена дракон считался мифическим небесным повелителем дождя, и ему молились во времена засухи. После того, как молитвы показали свою эффективность, император Цяньлун переименовал храм в Храм Своевременных Дождей и Большой Влажности (Гуанжунь Линюй Цы - Guangrun Lingyu Ci - Temple of Timely Rains and Extensive Moisture), лично переписав табличку с названием. Каждый раз, когда императрица Цыси приезжала в Летний Дворец по воде, она делала остановку на Острове Южного Озера, чтобы помолиться в этом храме. Правда сейчас он больше известен, как Храм Короля-Дракона. |
![]() |
БРОНЗОВЫЙ БЫК |
![]() |
![]() |
Покинув Остров Юного Озера, продолжим движение на север. Буквально в нескольких шагах от Павильона Открытого Вида стоит знаменитый Бронзовый Бык (Тунню - Tongniu - Bronze Ox). Его отлили в 1755 году во время правления императора Цяньлуна (乾隆 Qianlong) династии Цин. Своими размерами и внешним видом скульптура напоминает настоящего быка, что говорит об исключительном мастерстве литейщиков. Сама она установлена на постаменте из гранита в виде волн. Строчки, отлитые на боку животного, написаны самим императором Цяньлуном. Это "Ода Золотому Быку", которая состоит из восьмидесяти иероглифов и рассказывает его историю. Бронзовый Бык в названии оды называется золотым, так как раньше бронзу часто сравнивали с золотом. В чем же причина появления этого быка, и почему он был помещен в этом месте? Есть несколько версий. Первая версия говорит о том, что в старом Пекине были объекты, контролировавшие пять элементов : металл, дерево, воду, огонь и землю. Например Гора Цзиншань, самая высокая точка в городе, контролировала землю, Храм Большого Колокола в северном пригороде - металл, а озеро Куньмин в Летнем Дворце - воду. В свою очередь Бронзовый Бык был поставлен на берегу озера для контроля за самим водоемом. Такая традиция появилась более 4000 лет назад во времена династии Ся. Если где-то удавалось обуздать наводнение, то на дно реки в этом месте опускали железного быка, чтобы предотвратить наводнение в будущем. Начиная с династии Тан, вместо того, чтобы опускать быка на дно, его стали ставить на берегу. ![]() Бронзовый Бык Второй вариант - это интерпретация старой легенды, согласно которой на небесах текла река, разделившая двух влюбленных - пастуха и ткачиху. Только раз в год на седьмой день седьмого лунного месяца им было позволено встречаться. Люди перенесли эту легенду на землю : небесная река стала озером Куньмин, пастух - Бронзовым Быком на восточном берегу, а швея - Картинами Земледелия и Ткачества на западном. Третий версия появления скульптуры на берегу Куньмин говорит о том, что Бронзовый Бык был своеобразным мерилом для определения уровня воды в озере. Замеры, проведенные в то время, показали, что основание Запретного Города лежало на 10 метров ниже, чем восточный берег озера Куньмин, а внешние стены Запретного Города имели высоту всего 5-6 метров. То есть воды озера Куньмин у Летнего Дворца были выше, чем стены Запретного Города. Двести лет назад вокруг Холма Долголетия было множество озер и прудов, которые в сезон дождей могли стать причиной несчастий, угрожая тем, кто жил в Запретном Городе. Поэтому в сезон дождей за уровнем воды в озере Куньмин у основания Бронзового Быка тщательно следили, докладывали о любых изменениях во Дворец. ![]() Бронзовый Бык Ниже приведен текст, написанный императором Цяньлуном на Бронзовом Быке в "Оде Золотому Быку" :
На этом экскурсия по Летнему Дворцу окончена. Вы можете покинуть дворец через Новые Дворцовые Ворота, что находятся около скульптуры Бронзового Быка, или дойти до Восточных Дворцовых Ворот. |
ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ GPS |
Все точки даны в WGS 84 :
|
Транспорт и навигация | Полезное и интересное | Другие сайты автора |
---|---|---|
Транспорт Пекина
Карта метро Карты достопримечательностей Карта для навигатора Аэропорт |
Поиск по сайту
Фотографии Пекина Пекин торговый |
Гонконг
Лоян Макао Шанхай Тайсанг Инчхон |