Версия для печати
Фото. Расположение Камней Тройного Эха Фото. Расположение Камня Диалога

Экскурсия по Храму Неба

Фото. Храм Неба

МАРШРУТ ЭКСКУРСИИ ПО ХРАМУ НЕБА

Попасть в Храм Неба можно через несколько ворот. С исторической точки зрения лучшим началом экскурсии являются Западные Ворота. Таким образом вы сможете повторить путь, которым проходили императоры в дни церемоний жертвоприношений. Но большинство гидов и путеводителей предпочитают маршрут от Южных Ворот к Восточным Воротам, минуя Дворец Воздержания и Офис Небесной Музыки. В этом есть свой резон - этот путь наилучший с точки зрения эстетического восприятия храма, так как солнце все время у вас за спиной и обеспечивается прекрасное освещение достопримечательностей.

Мой гид не стал исключением и провел меня этим маршрутом. Во время своего следующего приезда в Пекин я все таки посетил две пропущенные достопримечательности - их описание идет в конце страницы. Если у вас будет достаточно времени, то включите в свой маршрут Дворец Воздержания и Офис Небесной Музыки. Для этого вам придется отклониться на запад, а затем вернуться обратно.

Итак, виртуальная экскурсия пройдет от Южных Ворот к Восточным Воротам. Далее следует описание достопримечательностей Храма Неба в порядке следования по маршруту. Для ориентирования на местности при каждом описании идут мини-карты. Эти мини-карты интерактивные, то есть вы можете кликнуть мышкой по другим местам храма на карте и сразу перейти к их описанию. Мини-карты можно увеличить, кликнув по соответствующей пиктограмме, или перейти к печатному варианту карты Храма Неба.

Небольшое замечание по поводу названий достопримечательностей. Я не знаю китайского языка, поэтому мой перевод на русский основывается на английском переводе. Но английский перевод китайских названий одних и тех же мест часто не совпадает в разных путеводителях. Я брал названия с плана храма у Южных Ворот и табличек непосредственно у объектов.

В начало

КРУГЛЫЙ АЛТАРЬ

Экскурсия начинается от Южных Небесных Ворот, где находятся кассы и можно взять аудиогиды на прокат. Пройдя эти ворота, вы попадете на дорогу к Круглому Алтарю. Если вы не собираетесь возвращаться через эти же ворота, то советую не торопиться и понаблюдать за местными жителями, которые устраивают здесь музыкальные представления, танцуют и рисуют иероглифы прямо на каменных плитах. Но продолжим наш путь.

Когда говорят о Храме Неба, имеется в виду прежде всего Круглый Алтарь (Юаньцютань - Yuanqiutan - Circular Mound Altar), так как именно он служил в древние времена для церемоний жертвоприношений в честь Бога Неба. Сам алтарь был построен в 1530 году, а затем перестроен в 1740 году при императоре Цяньлуне (Qianlong 乾隆) династии Цин. Немного о терминологии. Говоря "Круглый Алтарь", имеется ввиду весь комплекс построек, предназначенных для проведения ритуалов, включая Императорский Небосвод и Стену Эха.

Сама же платформа в центре это только часть алтаря и называется Платформа Круглого Алтаря (Circular Mound Altar Platform) или Платформа Жертвоприношений Небесам (Heaven Sacrifice Platform) или Платформа Поклонения Небесам (Heaven Worship Platform). Сейчас во многих путеводителях под Круглым Алтарем подразумевают именно центральную платформу, и я, далее по тексту, также буду придерживаться этого понимания терминов.

Фото. Круглый Алтарь

Круглый Алтарь

Круглый Алтарь представляет собой платформу высотой 5 метров, состоящую из трех ярусов, каждый из которых оторочен парапетом из белого мрамора. Диаметр нижнего яруса - 70 метров, среднего - 50 метров, верхнего - 30 метров. Говорят, что нижний ярус символизировал Ад, средний - Мир Мертвых, а верхний - Небеса. Круглый Алтарь был построен в соответствии с правилами Ритуалов Чжоу (Чжоули - Zhouli - Rites of Zhou), а камни для его возведения были привезены из Фаншаня (Fangshan), одного из пригорода Пекина. В центре алтаря находится круглая плита - Камень Небесной Души (Celestial Heart Stone), которая символизирует фокус небесного свода. На этой плите в во время церемонии жертвоприношения в день зимнего солнцестояния император преклонял колени перед священной табличкой Бога Неба.

С этим камнем связан интересный акустический феномен. Если вы встанете на него в центре Алтаря и будете говорить, то возникнет ощущение, что вам отвечают несколько человек, как будто вы говорите с богами. Этот эффект существовал с самого строительства алтаря и его объясняют тем, что когда вы говорите, стоя на центральном камне, звуку, отражающемуся от нескольких рядов мраморных стоек на разных расстояниях, нужно разное время, что бы вернуться к вам. Если же говорить не из центра Алтаря, то звуковые волны рассеиваются, не собираясь вместе, и эхо не образуется.

Фото. Камень Небесной Души

Камень Небесной Души

Еще больший интерес Круглый Алтарь представляет для нумерологов, ведь вся его архитектура построена на числе девять. Считается, что нечетные числа связанны с Небесами, а число девять - самое большое натуральное нечетное число. Кроме того, число девять - это число силы Янь, которая концентрируется в месте, где стоит алтарь. Поэтому количество плит на верхней террасе, которые образуют концентрические круги, кратно 9, а число этих кругов также равно 9. Средняя и нижняя террасы так же имеют по 9 кругов плит. Общее число плит, покрывающих алтарь - 3402. Так же число ступеней и стоек мраморных парапетов либо равно 9, либо кратно 9. Общее количество стоек - 360.

Сам алтарь заключен в два ряда стен : внешнюю квадратную и внутреннюю круглую. Цвет стен - красный, а скаты покрыты синей черепицей. Каждая стена имеет по четыре входа, которые сделаны в виде группы из трех мраморных ворот. Эти ворота называются Линсинмэнь (Lingxingmen) и всего их 24. Обратите внимание, что они украшены Юньбань (Yunban) - одним из видов ударных музыкальных инструментов, которые делали из длинной полосы железного листа и использовали в старые времена для отбития точного времени или сигнала к какому-нибудь событию. Также на воротах можно увидеть Баогу (Baogu) - другой вид ударного инструмента.

Фото. Ворота Поднимающихся Облаков

Ворота Поднимающихся Облаков

Сами Юньбани установлены на каждой стойке ворот и стилизованны под облако. За свою красивую форму и визуальную ритмику ворота получили много названий, например : Ворота Поднимающихся Облаков (Юньмэньюйли - Yunmenyuli - Erecting Clouds Gates), Облачные Ворота, Образующие Нефритовый Лес (Cloud Gates Forming a Jade Forest). При этом каждые из четырех ворот во внутренней стене еще имеют и свои собственные имена : на востоке - Тайюань (Taiyuan), на западе - Чжаохэн (Zhaoheng), на юге - Гуанли (Guangli) и на севере - Чэнчжэнь (Chengzhen). Эти названия сложились из Схемы Цянь (Qian), первой схемы из Восьми Схем в Книге Перемен (И Цзин - Yi Jing - Book of Changes). Эта книга говорит, что Юань означает Небеса, Хэн - Процветание, Ли - Интерес и Чжэнь - Искренность.

Каждый год в день зимнего солнцестояния император приходил к Круглому Алтарю для жертвоприношений. Его сопровождала процессия из солдат, чиновников, музыкантов и принцев королевских кровей. Простым жителям Пекина и иностранцам не позволялось смотреть на церемонию, а дипломаты в этот день получали официальное уведомление оставаться в своих кварталах. Однажды даже остановили поезд из Тяньцзиня, что бы не нарушать тишину церемонии. Считается, что первое подношение Небесам делали еще цари династии Чжоу 3000 лет назад, а последняя церемония была проведена в 1914 году генералом Юань Шикаем.

В начало

ЖЕРТВЕННЫЕ ПЕЧИ

В пределах квадратной стены, кроме самого Круглого Алтаря, можно увидеть и Дровяную Печь (Firewood Stove) к юго-востоку. Она сделана из кирпичей, покрытых зеленой глазурью, и предназначалась для сжигания жертвоприношений в честь Бога Неба. С восточной, западной и южной сторон на печь ведут лестницы по 9 ступеней в каждой, а на северной стороне - топка, куда закладывались дрова. Печь зажигали только во время церемонии поклонения. Древние люди думали, что боги живут на Небесах, и поэтому сжигали жертвоприношения, чтобы обратить их в дым, который вознесется к небу - так боги смогут получить их дары.

Фото. Дровяная Печь

Дровяная Печь

Одним из элементов в церемонии поклонения Небесам был ритуал "Сжигание для Привлечения Богов" (Giving a Warm Welcome to the Imperial God by Burning Firewood). Во время этого обряда специального жертвенного теленка зажаривали в Дровяной Печи в ветках сосны и тростника, чтобы запах поднимался вокруг до самого неба. После окончания церемонии все подношения, шелковые свитки и транспаранты также помещали в печь и сжигали. В это время император стоял на специальном Месте для Наблюдения за Сжиганием (Burn Watching Place) с западной стороны печи и наблюдал за процессом, молясь в тишине. Этот ритуал получил название Наблюдение за Сжиганием (Watching the Burning).

С восточной стороны Дровяной Печи находится Икань (Yikan) - углубление в земле, где сжигались шерсть и кровь жертвенных животных. Это углубление, как и печь, выложено зелеными кирпичами. Оно имеет круглую форму, около метра в диаметре и глубиной около 30 сантиметров.

Фото. Чугунные Печи

Чугунные Печи

И наконец, к северо-востоку от Дровяной Печи в один ряд стоят восемь Чугунных Печей (Burning Stove). В них сжигали только те дары, которые клали на мемориальные плиты сбоку от них. Они назывались Пэйвэй (Peiwei) и их также было восемь в честь восьми императоров династии Цин, начиная с Нурхаци (Nurhachi 努爾哈赤) и заканчивая Даогуаном (Daoguang 道光). Кроме этих восьми чугунных печей, перед западным и восточным выходами с Круглого Алтаря стоят еще четыре таких же (по две у каждого выхода), они назывались Гунвэй (Gongwei). Всего получается двенадцать, по одному божеству на каждую : Солнца, Луны, Звезд, Ветра, Облаков, Грома и Дождя, а также пяти элементов : Металла, Дерева, Воды, Огня и Земли. Во время церемонии поклонения Небесам в Дровяной Печи сжигали более 1000 килограмм дров, а в каждой чугунной по 500 килограмм.

В начало

СИГНАЛЬНЫЕ ОГНИ

На юго-западе от Круглого Алтаря можно увидеть платформу, на которой установлен высокий столб. Когда-то, во время церемоний, на этот столб подвешивали Сигнальные Огни (Вандэн - Wangdeng - Watching Lights). Количество столбов варьировалось : изначально был только один, но при правлении императора Чунчжэня (Chongzhen 崇禎) династии Мин добавили еще два. Однако во времена Китайской Республики Юань Шикай (Yuan Shikai 袁世凱) приказал убрать два столба.

Фото. Сигнальный Огонь

Сигнальный Огонь

Сейчас остался только один столб и остатки двух других. Высота этого столба 9 чжанов и 9 чи (33 метра). Такой размер объясняется верой древних в то, что небо состоит из 9 слоев высотой 9 чжанов и 9 чи. Вообще, обряд жертвоприношения начинался за семь четвертей до рассвета, а зимой в это время было достаточно темно, поэтому кроме этих трех огней зажигались тысячи других самых разных видов, многие из которых имели свои собственные имена.

В начало

ДРУГИЕ СТРОЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К КРУГЛОМУ АЛТАРЮ

Если вы посмотрите на восток от Круглого Алтаря, то сможете увидеть другие культовые строения, которые играли важную роль в подготовке к церемонии поклонения Небесам. Главные из них это Небесная Кухня (Divine Kitchen) и Небесное Хранилище (Divine Storehouse), стоящие среди деревьев в одном дворе. На кухне готовились подношения и дары, а в хранилище их держали перед церемонией. В этом же дворе стоит колодец под крышей шестиугольной формы, вода из которого шла на приготовление подношений.

К востоку от Небесной Кухни находится еще один двор. В нем, вытянувшись с севера на юг, стоят три зала : Дом Музыкальных Инструментов (Юэцику - Yueqiku), Дом Соломенных Матов (Цзунцзяньку - Zongjianku) и Дом Жертвенной Посуды (Цзицику - Jiqiku). В обычное время здесь хранилась утварь, необходимая для проведении церемонии жертвоприношения. Неподалеку от этих построек стоит Дом Мясника (Butcher House).

Сказать, что Круглый Алтарь это только трехярусная платформа на юге Храма Неба, было бы неправильно. На самом деле это целый комплекс строений, предназначенных для проведения церемонии поклонения Небесам.

Императорский Небосвод и Стена Эха, стоящие далее на север, также относятся к Круглому Алтарю.

В начало

ИМПЕРАТОРСКИЙ НЕБОСВОД

К северу от Круглого Алтаря находится Императорский Небосвод (Хуанцюнюй - Huangqiongyu - Imperial Vault of Heaven), путь к которому лежит через трехарочные ворота, покрытые плиткой синего, желтого и зеленого цветов.

Фото. Императорский Небосвод

Императорский Небосвод

Императорский Небосвод построен в 1530 году при императоре Цзяцзине (Jiajing 嘉靖) династии Мин и изначально назывался Залом Умиротворения Богов (Тайшэньдянь - Taishendian - Hall for Appeasing Gods). Это был главный зал Алтаря Небесного Сокровища - в нем между церемониями жертвоприношений хранились мемориальные таблички. Затем, в 1538 году, он был переименован в Императорский Небосвод, а в 1752 году при императоре Цяньлуне (Qianlong 乾隆) династии Цин его перестроили и он получил сегодняшний вид.

Форма этого павильона круглая, а крыши - коническая, она покрыта синей черепицей, символизирующей небо. Павильон в высоту 19,2 метров, в диаметре 15,6 метра. В зал ведут три лестницы, при чем на центральной лежит мраморная плита Даньби (Danbi Marble), на которой вырезаны два дракона, играющие с жемчужиной. Восемь колонн, стоящих в зале Императорского Небосвода, поддерживают три яруса основания круглого потолка : каждый последующий уровень меньше чем нижний. А на самом верху, в кессоне, можно увидеть извивающегося золотого дракона. Зал ярко раскрашен, сред рисунков - драконы и фениксы.

Фото. Внутри зала Императорского Небосвода

Внутри зала

В середине зала установлена табличка "Бога Неба", на которой золотом на разных языках написаны слова (комбинация культур народов Мань и Хань). Табличка находится в Раке Золотого Дракона, к которой ведет деревянная лестница из 9 ступеней, за ней - золотой полог дракона. Сама рака стоит на мраморном постаменте с еще одной лестницей из 9 ступеней. Перед постаментом на алтарных столах стоят жертвенные блюда, а по обе стороны зала вдоль стен можно увидеть восемь мемориальных табличек в честь предков императора Пэйвэя (Peiwei).

Восточный и Западный Вспомогательные Залы

Рядом с Императорским Небосводом находятся два вспомогательных зала, в которых хранятся мемориальные таблички Гунвэй (Gongwei). В Восточном Зале выставлены таблички богов Солнца, Дерева, Огня, Земли, Металла, Воды, 28-ми созвездий и Бога Звезд (Венера, Юпитер, Меркурий, Марс и Сатурн). В Западном Зале стоят таблички, посвященные богам природных стихий : Облакам, Ветру, Дождю, Грому, а также Богу Луны.

Фото. Мемориальные таблички в Восточном Зале

Мемориальные таблички в Восточном Зале

При проведении церемоний, накануне дня жертвоприношений все эти мемориальные таблички переносились на Круглый Алтарь и выставлялись в следующем порядке : первой шла табличка Бога Неба, затем таблички предков императора Пэйвэя и, наконец, таблички Гунвэй. Их расстановка была очень важной составляющей обряда, и при каждой династии были свои строгие правила. Сейчас Императорский Небосвод и вспомогательные залы восстановлены в соответствии правилами установленными при правлении императора Сяньфэня (Xianfeng 咸豐) династии Цин. Посетители могут видеть разные таблички, они разного качества и цвета, что означает, что даже боги имели свою иерархию.

В начало

СТЕНА ЭХА И ДРУГИЕ АКУСТИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ

Стена Эха

Считается, что в Китае есть четыре главных акустических сооружения, и Храм Неба, который был построен позже остальных, обладает лучшими свойства из всех. Двор, в котором находится Императорский Небосвод, окружен круглой стеной. Высота стены 3,7 метра, длина - 193 метра, толщина - 90 сантиметров, а диаметр - 65,1 метра. Это знаменитая Стена Эха (Хуэйиньби - Huiyinbi - Echo Wall). Ее феномен заключается в том, что если кто-то будет говорить с одной стороны стены (даже очень тихо), то его можно услышать с другой.

Фото. Стена Эха

Стена Эха

Кирпичи для этой стены были сделаны в городе Линьцин (Linqing) провинции Шаньдун (Shandong). Эти кирпичи хорошо обработаны и имеют однородную структуру. Если вы стукните по такому кирпичу, то услышите характерный звук, а если разломите, то увидите, что в нем нет пор. К сожалению, сейчас вдоль стены установили металлическое ограждение, что бы к ней нельзя было подойти вплотную, хотя это мало останавливает желающих пообщаться на расстоянии.

Камни Тройного Эха

Еще одним акустическим феноменом во дворе Императорского Небосвода являются Камни Тройного Эха (Саньиньши - Sanyinshi - Triple Sound Stones). Они обладают удивительным звуковым эффектом : если вы встанете на перый камень и хлопните в ладоши, то услышите одно эхо, если встанете на второй камень и хлопните еще раз, то услышите два эха, ну а на третьем камне эха будет уже три. Даже если вы будете стоять на четвертом или пятом камнях, то все еще можно будете услышать эхо. Эти три камня получили название "Земля шепчет, Небеса гремят" (Earth Whisper, Heaven Thunder). Такое название связано с верой, что Небеса знают о каждом сказанном слове и каждом совершенном поступке в людском мире.

Расположение Камней Тройного Эха

Теперь несколько слов о том, как найти эти камни. На самом деле это не камни, а плиты в центральной дороге ведущей к Императорскому Небосводу. Вам нужно подойти к центральной (южной) лестнице Императорского Небосвода - перед вами будет небольшая металлическая оградка, за которой лежит мраморное панно с драконами. Прямо перед вашими ногами будет стоять небольшая плитка с тремя иероглифами на ней - это название Камней Тройного Эха на китайском языке (первый иероглиф - три горизонтальных черты - число три). Если вы это увидели, значит вы стоите на первом из Камней Тройного Эха. Соответственно за вами будет лежать второй и третий.

Камень Диалога

Камень Диалога (Дуйхуаши - Duihuashi - Dialogue Stone) был найден при научных исследования в 1995 году. Находясь на этом камне, можно ясно слышать голоса людей, стоящих в северо-восточном углу Восточного Зала или северо-западном углу Западного Зала. Если два человека встанут в этих местах, то они смогут говорить друг с другом обычным голосом, даже если между ними будет шумная толпа. Это открытие в свое время вызвало сенсацию.

Расположение Камня Диалога

Как найти этот камень. Этот камень - плита в той же дорожке, где и Камни Тройного Эха. Если вы стоите на этих камнях, то повернитесь на юг и идите от Императорского Небосвода к воротам. Центральные створки ворот закрыты, а перед ними стоит железная оградка. Отсчитайте третью плиту от оградки - это и будет Камень Диалога. Он помечен характерной белой полосой.

В начало

МОСТ АЛЫХ СТУПЕНЕЙ

Кипарис Девяти Драконов

Прежде чем пройти к Мосту Алых Ступеней, обратите внимание на дерево, стоящее слева от выхода за Стену Эха. Это древний кипарис, чей ствол похож на поднимающихся драконов, благодаря чему он и получил название Кипарис Девяти Драконов (九龙柏 - Цзюлунбай - Jiulongbai). В соответствии с исследованиями он был выращен во время династий Ляо или Сун (916-1234) и, соответственно, имеет возраст около 1000 лет. Этот кипарис считается самым старым в Пекине, и он все еще цветет.

Как говорилось в начале этой страницы, обычно Дворец Воздержания и Офис Небесной Музыки не включают в стандартные маршруты по Храму Неба, поэтому, если вы хотите их увидеть, то лучше всего отклониться на запад с Моста Алых Ступеней. Затем вы можете вернуться на основной маршрут.

Мост Алых Ступеней

Следуя далее на север, вы увидите стену, которая разделяет храмовый комплекс на южную и северную части. Для прохода в стене построены Ворота Совершенного Целомудрия (Чэньчжэньмэнь - Chenzhenmen), от которых на север идет широкая дорога. Эта дорога носит название Мост Алых Ступеней (Danbiqiao - Vermillion Steps Bridge), также она известна как Священная Дорога. Ее длина 360 метров, а ширина - 30 метров.

Фото. Мост Алых Ступеней

Мост Алых Ступеней

Высота Моста Алых Ступеней в начале - 1 метр, в конце - 4 метра, а значит, когда вы идете по нему, то незаметно поднимаетесь, что символизирует движение от Земли к Небу. Дорога-мост ведет к воротам в стене, которой обнесена главная достопримечательность Храма Неба - Алтарь Молитв за Хлеб. Почему же эта дорога называется мостом? Потому что в ее средней части есть несколько арок как у моста.

Вдоль Моста Алых Ступеней растут столетние кипарисы, а сам он разделен на три полосы. Центральная полоса называется Священная Дорога (Sacred Road), и ходить по ней в старые времена не разрешалось никому - она предназначалась для Бога. Восточная полоса - это Императорская Дорога (Юйлу - Yulu - Imperial Road) - ходить по ней могли только императоры. И, наконец, западная полоса или Дворянская Дорога (Ванлу - Wanglu - Noble Road) служила для императриц и дворовой челяди.

Терраса для Переодевания

На северном конце Моста Алых Ступеней, с ее восточной стороны, стоит квадратная кирпичная терраса, окруженная мраморным парапетом - Терраса для Переодевания (Цзюйфутай - Jufutai - Dressing Terrace). Во время церемоний над ней натягивали тяжелый желтый полог, который назывался Маленький Золотой Дворец (Little Golden Palace). Ритуал молитвы за хороший урожай проводился на 15-й день первого лунного месяца (в начале весны), а в это время еще достаточно холодно. Поэтому кроме кресла-дракона и туалетных принадлежностей под полог на террасе ставили лампы и теплую кровать. В Маленьком Золотом Дворце император облачался в синие ритуальные одежды и ждал начала церемонии, а после ее завершения снова возвращался сюда для переодевания, прежде чем направиться в Императорский Дворец.

Далее, в конце Моста Алых Ступеней, нас встречает Алтарь Молитвы за Хлеб.

В начало

АЛТАРЬ МОЛИТВЫ ЗА ХЛЕБ

Алтарь Молитвы за Хлеб (Цигутань - Qigutan - Altar of Prayer fog Grain) - это место, где происходила церемония молитвы за хороший урожай. Алтарь - это целый комплекс зданий, имеющий в плане прямоугольную форму, и обнесенный стеной с зеленой черепицей. В стене с каждой стороны света сделаны проходы, при чем на севере - это трехарочные ворота, ведущие в Зал Императорского Неба. Центральными сооружениями алтаря являются Зал Молитв о Хорошем Урожае, Зал Императорского Неба, Восточный и Западные Залы. Также, как и на Круглом Алтаре, здесь стоят Жертвенные Печи. За пределами алтаря находятся Длинный Коридор, Небесная Кухня и Небесная Кладовая.

Южные Кирпичные Ворота

Первое, что встретит вас при входе на Алтарь Молитвы за Хлеб - это Южные Кирпичные Ворота (Southern Brick Gate). У этих ворот центральная арка больше, чем восточная и западная, но и боковые арки не одинаковые : восточная арка слегка больше и смотрит на Императорскую Дорогу, а западная меньше и обращена на Дворянскую Дорогу. Пройдя Южные Кирпичные Ворота, вы увидите Ворота Молитв о Хорошем Урожае.

Фото. Южные Кирпичные Ворота, а за ними Ворота Молитв о Хорошем Урожае

Южные Кирпичные Ворота, а за ними Ворота Молитв о Хорошем Урожае

Ворота Молитв о Хорошем Урожае

Ворота Молитв о Хорошем Урожае (Циняньмэнь - Qinianmen - Gate of Prayer for Good Harvests) служили церемониальным входом в Алтарь Молитв за Хлеб. Крыша ворот покрыта синей черепицей, внутри - роспись драконами и фениксами, а над входом подвешена позолоченная надпись на синем фоне - "Ворота Молитв о Хорошем Урожае". Эти ворота - одно из немногих сохранившихся сооружений династии Мин. Сразу за ними открывается завораживающий вид на Зал Молитв о Хорошем Урожае.

В начало

ЗАЛ МОЛИТВ О ХОРОШЕМ УРОЖАЕ

Зал Молитв о Хорошем Урожае (Циняньдянь - Qiniandian - Hall of Prayer for Good Harvest) был местом, где императоры молились о хорошей погоде и богатом урожае. Зал стоит на трехярусной круглой беломраморной платформе похожей на Круглый Алтарь. Нижний ярус в диаметре 90,8 метров, средний - 80 метров, а верхний - 68,2 метра, общая высота - 5,2 метра. Каждый ярус основания окружен мраморным парапетом, колонны которого украшены : вверху - драконами, в середине - фениксами, а внизу - облаками. Причем все колонны имеют продолжение за пределы яруса в виде головы с отверстиями для слива воды. Вдоль оси юг-север на каждом уровне платформы лежит плита из белого мрамора с резьбой. На плите верхнего яруса изображены драконы, среднего яруса - фениксы, а нижнего - облака.

Фото. Зал Молитв о Богатом Урожае

Зал Молитв о Богатом Урожае

Зал Молитв о Богатом Урожае - это главное сооружение Алтаря Молитвы за Хлеб, которое представляет собой круглое здание с трехярусной конической крышей, покрытой глазурированной плиткой синего цвета. Высота павильона - 38 метров, диаметр основания - 32,6 метров. Верхушка крыши увенчана позолоченным шаром, что символизирует верховную власть императора. Когда Зал Молитв о Богатом Урожае был построен, цвета черепицы на его крыше были разного цвета. Верхний ярус был синий в честь Неба, средний был желтый - знак Императора, сына Неба, а нижний был зеленый, символизируя народ и все остальное, что находилось под верховной властью Неба и Императора.

Строение павильона удивительно и воплощает стиль древних китайских дворцов. Он полностью построен из дерева без гвоздей, железа и цемента, архитекторам даже удалось обойтись без перекрытий и балок. 28 колонн поддерживают трехярусное строение. Четыре из них, самые большие, стоят в центре, символизируя четыре времени года. Их высота 19,2 метра и обхватить их не смогут даже два человека.

Фото. Внутри Зала Молитв о Богатом Урожае

Внутри Зала

Остальные 24 колонны образуют два круга. Столбы внутреннего кольца символизируют 12 месяцев в году, а внешние столбы - двенадцать Шичэней (Shichen), единиц времени в древнем Китае, равных двум часам. Вместе эти 24 колонны олицетворяют 24 солнечных периода года, связанных с сельским хозяйством, а в сумме с четырьмя центральными - 28 созвездий в небе. Колонны сделаны из цельных стволов дерева махил, доставленного сюда из провинции Юньнань (Yunnan) юго-запада Китая.

Пол в Зале Молитв о Богатом Урожае выложен плитами из зеленого мрамора, а в центре лежит каменная плита, на которой прожилки образуют рисунок, напоминающий дракона и феникса. Вообще изображения этих двух созданий являются доминирующими в украшении внутреннего убранства зала. Дракон символ императора, а феникс императрицы.

Фото. Мраморные плиты с резьбой

Мраморные плиты с резьбой

В северной части зала за центральной плитой расположен постамент статуи Будды, окруженный красным парапетом. На него ведут три лестницы по пять ступенек в каждой, а справа и слева от него на низкой каменной платформе находятся таблички предшественников императора - теперь это боги, сопровождающие жертвоприношение. Перед каждой табличкой стоит бамбуковый столик с жертвенным сосудом на нем. В этом сосуде - самые разные подношения богам. Среди них нефрит, шелк и фимиам.

Одним из самых важных подношений богам являлся Цанби (Cangbi) - синий нефрит круглой формы, который соответствовал представлениям о Боге Неба в древнем Китае - круглый и синий. Цанби использовался во время зимнего солнцестояния : император должен был положить его на кусок шелка, а затем переложить их вместе в круглую бамбуковую корзину, чтобы подарить Богу. Шелк, который использовался для жертвоприношений, имел разные цвета и значения. Все это менялось в зависимости от династии и правящего императора. Что касается фимиама, то здесь использовали два вида : Мяоцзиньлунчжу (Miaojinlongzhu) и Чэньсянкуай (Chenxiangkuai), которые помещали в изысканные кадильницы.

Фото. Зал Молитв о Хорошем Урожае

Зал Молитв о Хорошем Урожае

За день до молитвы за хороший урожай император приходил в Зал Императорского Неба, расположенный на севере от Зала Молитв о Хорошем Урожае, чтобы зажечь благовония и проверить таблички, среди которых была табличка Небесного Владыки. Затем император покидал этот зал и направлялся в Небесную Кладовую, где проверял утварь для жертвоприношения, после чего уходил во Дворец Воздержания. Начинался обряд, и в печах зажигался огонь, что возвещало о пришествии Бога Неба, которому молился император. Он представлял Небесному Владыке белый шелк и три блюда с едой, произносил речь, стоя на мраморной плите. Затем шелк и еда убирались, после чего следовала музыка и танцы.

Зал Молитв о Хорошем Урожае был построен в 1420 году и со временем стал символом Пекина. В 1889 году он сгорел из-за удара молнии, но был полностью восстановлен. К тому времени начался закат императорской власти в Китае. Последняя церемония жертвоприношения прошла 23 декабря 1914 года, и сделал это не последний император, а новый глава государства - президент республики Юань Шикай.

В начало

ВОСТОЧНЫЙ И ЗАПАДНЫЙ ЗАЛЫ

По бокам от Зала Молитв о Хорошем Урожае стоят дополнительные павильоны, в которых проходили служения в честь богов Солнца, Луны и Звезд, а так же богов Ветра, Дождя, Грома и Молнии. Это Восточный Зал и Западный Зал.

Фото. Исторический музей в Восточном Зале

Исторический музей в Восточном Зале

В Восточном Зале сейчас располагается исторический музей, в котором представлены четыре экспозиции : История Зала Молитв о Богатом Урожае, Архитектура Зала, Восстановление и Связанные События. В музее можно проследить хронику Зала на протяжении трех периодов, когда он был сначала Залом Великой Жертвы (Hall of Great Sacrifice), затем Залом Великого Наслаждения (Hall of Great Enjoyment) и, наконец, Залом Молитв о Хорошем Урожае. В музее можно увидеть процесс строительства зала на примере моделей, исторических материалов и фотографий, на которых запечатлены три больших реконструкции : в 1935, 1971 и 2005 годах.

В Западном Зале сейчас находится музей церемонии поклонения Небесам.

В начало

ЗАЛ ИМПЕРАТОРСКОГО НЕБА

Если пройти на север за Зал Молитв о Хорошем Урожае, то можно увидеть Зал Императорского Неба (Хуанцяньдянь - Huangqiandian - Imperial Heaven Hall), в котором хранились таблички Бога. В день церемонии таблички переносили в Зал Молитв о Богатом Урожае, а в другое время им молились здесь же, в Зале Императорского Неба, например, каждый первый и пятый день лунного месяца чиновники Министерства Церемониалов (Ministry of Rites) и Храма Тайчан (Taichang) приходили сюда, чтобы прибраться и воскурить фимиам.

Фото. Табличка Бога в Зале Императорского Неба

Табличка Бога в Зале Императорского Неба

В центре зала на каменном пьедестале статуи Будды стоит рака, в которой хранится табличка Бога Неба. За ней установлен складной экран с резьбой в виде драконов. Перед постаментом находится стол, на котором стоят пять подношений. За день до церемонии жертвоприношения император должен был прийти в Зал Императорского Неба, зажечь палочки с благовониями и помолиться. С двух сторон от постамента стоят склепы предшественников императора.

Ворота Шестидесятилетних и Семидесятилетних

Зал Императорского Неба стоит в отдельном дворе, куда можно попасть через ворота в северной стене Алтаря Молитвы за Хлеб. Но есть и еще одни ворота в западной стене двора Зала Императорского Неба - знаменитые Ворота Шестидесятилетних. С чем же связанно их появление? Каждый год за день до церемонии император проходил Ворота Алтаря Молитв за Хлеб (сейчас это Западные Ворота), чтобы продолжить свой путь через Западные Небесные Ворота к Мосту Алых Ступеней. Здесь он сходил с императорского паланкина и пешком шел через Южные Кирпичные Ворота Алтаря Молитвы за Хлеб и через Ворота Молитвы о Хорошем Урожае к Залу Императорского Неба. В этом зале он молился, а затем возвращался во Дворец Воздержания через Западные Кирпичные Ворота, где ждал начало церемонии.

Фото. Ворота, ведущие к Залу Императорского Неба

Ворота, ведущие к Залу Императорского Неба

В день жертвоприношения император должен был покинуть Дворец Воздержания в церемониальной колеснице и прибыть на западную сторону южного конца Моста Алых Ступеней. Затем он шел пешком к Алтарю Молитвы за Хлеб, где и проводил церемонию. Император, который является главной фигурой обряда и потому не мог от нее отказаться, сильно уставал к концу церемонии. В 1772 году императору Цяньлуну (Qianlong 乾隆) было 62 года. Сложный ритуал отнимал много сил, как физических, так и моральных, поэтому к Южным Кирпичным Воротам были добавлены еще одни, которые получили название Ворота Шестидесятилетних (Хуацзя - Huajia Door - Sixty Year Old Door). Соответственно, были внесены изменения и в правила проведения церемонии - теперь император мог не идти по Мосту Алых Ступеней, а сразу проходить к алтарю через новые ворота, тем самым экономя силы. Когда этому императору исполнилось 70 лет, то были сделаны Ворота Семидесятилетних (Гуси - Guxi Door - Seventy Year Old Door).

Однако император Цяньлун был сторонником строгого соблюдения ритуалов, и поэтому отдал приказ, по которому после оставления им трона новые императоры не имели права пользоваться этими воротами, пока им не исполниться 60 лет. Соответственно, право проходить через Ворота Семидесятилетних имеют только те, кому исполнилось 70 лет. Но большинство императоров не жили так долго, как их великий предок, и только император Цзяцин (Jiaqing 嘉慶) смог пройти через Ворота Шестидесятилетних, а Воротами Семидесятилетних больше не воспользовался никто.

В начало

ДРУГИЕ СТРОЕНИЯ ОТНОСЯЩИЕСЯ К АЛТАРЮ МОЛИТВ ЗА ХЛЕБ

Церемония жертвоприношения тщательно готовилась, ведь кроме роскошных облачений и танцев должен состояться грандиозный банкет. Для того, чтобы все это подготовить, служат дополнительные строения в комплексе Алтаря Молитв за Хлеб. Во многом их функции схожи с подобными строениями Круглого Алтаря.

Длинный Коридор

Выйдя через Восточные Кирпичные Ворота Алтаря Молитвы за Хлеб, вы попадете в Длинный Коридор (Long Corridor), который ведет к Небесной Кухне, Небесной Кладовой и Дому Мясника (Butcher House). В соответствии с нормами проведения ритуалов место забоя жертвенных животных должно быть не менее чем в 200 шагах от Жертвенного Алтаря. Для того, что бы защитить подношения от дождя, снега, ветра и пыли, был построен крытый коридор, который начинается у Восточных Кирпичных Ворот, затем проходит мимо Небесной Кухни, а заканчивается у Дома Мясника.

Фото. Длинный Коридор

Длинный Коридор

Длинный Коридор состоит из 72 секций. Его крыша покрыта зеленой черепицей, а сам он расписан в древнекитайском стиле Яумосюаньцзы (Yawumoxuanzi), в палитре которого преобладают синие, зеленые и черные цвета. Изначально, для защиты от внешних факторов, Длинный Коридор был закрыт решетчатыми окнами спереди и стенами сзади, а внутри горели лампы для освещения. Сейчас окна и стены убраны, а внутри собираются любители музыки и танцев, так что можно слышать бесконечные звуки гонгов, барабанов и флейт.

Небесная Кухня и Небесная Кладовая

Как говорилось выше, Длинный Коридор ведет к Небесной Кухне (Divine Kitchen) и Небесной Кладовой (Divine Storehouse). Во дворе Кухни внутри шестиугольного павильона стоит Колодец Сладких Струй (Sweet Spring Well), вода из которого использовалась для приготовления специальной еды. Эту еду клали в жертвенные сосуды и расставляли в момент жертвоприношения на столах в определенном порядке. Но сперва все это готовилось на Небесной Кухне, затем выставлялось в ее главном зале, где проверялось докторами из Храма Тайчан (Taichang). Затем еду переносили в Небесную Кладовую для проверки императором.

В начало

КАМНИ СЕМИ ЗВЕЗД

Камни Семи Звезд (Цисинши - Qixingshi - Seven Star Stones) - это несколько валунов на зеленой поляне около Восточных Ворот с резьбой в виде гор и облаков. Есть несколько версий их происхождения, и одна из них говорит, что во время правления императора Цзяцина (Jiaqing 嘉慶), когда перестраивался Великий Зал Жертвенных Ритуалов (Дасяндянь - Daxiangdian - Great Hall for Sacrificial Rituals), один даос сказал императору, что пустота на юго-востоке от зала приведет к нарушению стабильности императорской власти и процветания государства, а также может угрожать долголетию императора. Он посоветовал использовать камни для восстановления баланса, а так как император Цзяцин свято верил в Даосизм, то и установил Камни Семи Звезд, дабы убрать геомантическую угрозу.

Фото. Камни Семи Звезд

Камни Семи Звезд

Есть и другие предположения о происхождении этих валунов. Например, раньше считали, что это метеориты, упавшие с неба, или что эти камни поставлены в честь семи пиков горы Тайшань (Taishan), где в старину проходила церемония поклонения Небесам. Интересно отметить, хотя в названии и присутствует число семь, на самом деле камней восемь. Восьмой валун появился уже после захвата Китая маньчжурами, когда император Цяньлун (Qianlong 乾隆), чтобы показать, что маньчжуры один из народов Китая, приказал добавить восьмой камень к имеющимся семи. И хотя камней стало уже восемь, название осталось старое.

На этом основная часть экскурсии по Храму Неба заканчивается, и вы можете покинуть Храм Неба через Восточные Ворота. В основной маршрут не вошли два важных места : Дворец Воздержания и Офис Небесной Музыки, описания которых идут ниже. Включать или не включать их в свой маршрут, решать вам.

В начало

ДВОРЕЦ ВОЗДЕРЖАНИЯ

Дворец Воздержания (Чжайгун - Zhaigong - Palace of Abstinence) расположен недалеко от западных ворот в Храм Неба. Он был построен в 1420 году при правлении императора Юнлэ (永樂 Yongle) династии Мин. В плане он имеет квадратную форму, обращен входом на восток и занимает площадь 40000 квадратных метров. Во времена династий Мин и Цин императоры и их министры использовали этот дворец для трехдневного поста перед проведением религиозных обрядов.

Фото. Внешняя стена дворца - Кирпичный Город

Внешняя стена дворца - Кирпичный Город

Все постройки Дворца Воздержания окружены двумя рядами стен : внутренняя называется Пурпурная Стена, а внешняя - Кирпичный Город (на ней выставлялась многочисленная охрана). Для обеспечения безопасности императора вокруг дворца был вырыт ров с водой, второй был создан вокруг Пурпурной Стены. В стенах, окружающих дворец, проделаны трое арочных ворот : восточные, южные и северные, при чем к воротам внешней стены через ров перекинуты мраморные мосты.

Главные ворота Дворца Воздержания - восточные. Войдя через них и сразу повернув на север (направо), вы увидите Башню Колокола, который звонил, когда император приходил в Храм Неба для поклонения Небесам, предупреждая всех о необходимости выполнять свои обязанности. Этот колокол был сделан при императоре Юнлэ (Yongle 永樂) династии Мин и имеет характерный резонирующий голос. Если вам повезет, вы сможете подняться на башню и ударить в этот колокол.

Далее на запад, пройдя через вторые восточные ворота в Пурпурной Стене, вы попадете в центральный зал Дворца Воздержания - Зал без Перекрытий (无梁殿 - Уляндянь - Wuliangdian - Hall without Beams). Такое название он получил потому, что его крыша не имеет поддерживающих деревянных балок, а стоит за счет кирпичных арок. Изначально зал был построен в 1420 году при правлении императора Юнлэ, но при императоре Цяньлуне (Qianlong 乾隆) династии Цин прошел реконструкцию и сейчас выглядит как в то время.

Фото. Зал без Перекрытий

Зал без Перекрытий

Зеленый цвет черепицы на крыше Зала без Перекрытий говорил императору, что он должен помнить о верховенстве Небесного Правителя и быть преданным Небесам. Внутри зал поделен на пять комнат, и та из них, двери которой выходят прямо во двор, использовалась императором для встречи с министрами во время поста. В центре этой комнаты стоит императорский трон, а за ним панно с надписью : "Император как Небеса" (Цинь Жо Хао Тянь - Qin Ruo Hao Tian - Emperor is like Heaven). Над входом в зал висит доска со словами "Восторгайся Святыми Небесами" (Admire Holy Heaven), сделанной императором Цяньлуном. Другие комнаты предназначались для министров.

На платформе перед входом в зал стоят два каменных павильона. Тот, что слева, называется Павильон Времени (时辰亭 - Шичэньтин - Shichenting - Time Pavilion). Он служил для определения точного времени, когда приносить жертву и молиться, а оно наступало за семь четвертей до восхода солнца, что соответствовало 4.15 утра. В старые времена специально назначенные чиновники готовили и закладывали в этот павильон Петицию Времени, от куда она затем извлекалась главным евнухом для доклада императору. После этого император направлялся к алтарю для исполнения ритуалов.

Фото. Павильон Постящейся Бронзовой Статуэтки

Павильон Постящейся Бронзовой Статуэтки

Второй павильон, стоящий перед залом справа, называется Павильон Постящейся Бронзовой Статуэтки (铜人亭 - Тунжэньтин - Tongrenting - Pavilion of Fasting Bronze Figurine). Его высота около 3 метров, внутри - мраморное основание. Когда император прибывал во Дворец Воздержания, на это основание выставлялась бронзовая фигурка высотой 40-50 сантиметров. В руках у нее была табличка с Правилами Поста (Rules of the Fast), которые напоминали императору о необходимости соблюдения воздержания.

Позади центрального зала стоит еще один - Зал для Сна (寝宫 - Циньгун - Qingong - Bedroom Hall), в котором император работал и отдыхал. Над входом в него висит доска с двумя иероглифами, которые означают Уважение и Спокойствие. Зал для Сна обращен на восток, а внутри поделен на пять комнат. В центральной стоит императорский трон, над которым висит панно со словами : "Перед тем, как строить планы и что-то делать, внимательно изучи учения предков. Относись с уважением к земледелию, пока не узнаешь тяготы посева и жатвы". Эти строчки полностью отражают две добродетели древнего Китая - почитание предков и уважение к земледелию.

В южной комнате Зала для Сна находится спальня, где во время поста император молился за дождь летом, а в северной комнате еще одна, теплая спальня, для молитв в честь Неба зимой. В этой комнате стоят позолоченная печь и кровать на подогреваемых кирпичах. Две средние комнаты, соответственно, служили гостиной и рабочим кабинетом. Здесь на письменных столах стоят четыре сокровища учености и расшитые китайские книги. Убранство комнат просто и элегантно, но в тоже время не дает усомниться, что здесь живет император. В этом зале император Цяньлун (乾隆 Qianlong) написал около дюжины поэм, выражая свои чувства во время молитв Небесам.

Фото. Трон в Зале без Перекрытий

Трон в Зале без Перекрытий

Кроме Зала без Перекрытий и Зала для Сна во Дворце Воздержания находились Дом Главного Евнуха (Head Eunuch House), Дом Смотрителя (Custodian House), Императорская Кухня (Imperial Kitchen), помещение для приготовления чая и фруктов, а также кладовая, где хранились бумажные пакеты, бумажные наряды и бумажные деньги, которые сжигались во время жертвоприношений в честь мертвых. К сожалению, многое из вышеперечисленного сейчас не сохранилось.

Во время поста во Дворце Воздержания император практически не работал и отстранялся от дел (за исключением самых неотложных), он не слушал музыку и не развлекался со своими наложницами. В своей внутренней спальне он принимал больных и просящих, а его рацион составлял китайский зеленый лук и чеснок. Он молился, приносил жертвы Богу и убирал могилы. За день до церемонии поклонения Небесам император должен был принять ванну, которая раньше находилась в южной части Зала для Сна.

Фото. Бронзовые Павильоны Дракона

Бронзовые Павильоны Дракона

В августе 1986 года Дворец Воздержания был переделан под выставку жертвенных принадлежностей. Сейчас здесь представлены около 300 экспонатов, включая посуду, утварь и инструменты, большинство из которых остались от династии Цин. Предметы представлены в том порядке, в котором они использовались во время жертвенных церемоний.

Одними из самых интересных экспонатов выставки являются Павильоны Дракона, в которых из Запретного Города в Храм Неба доставляли мемориальные молитвенные таблички. Согласно установленным правилам во времена династии Цин для каждого нового императора должен быть изготовлен новый павильон, поэтому их так много. Эти павильоны очень похожи друг на друга, но сделаны в разное время, поэтому очень интересно искать различия в их дизайне.

В начало

ОФИС НЕБЕСНОЙ МУЗЫКИ

Офис Небесной Музыки (Шэньюэшу - Shenyueshu - Divine Music Office) расположен к западу от Дворца Воздержания и обращен на восток. По сути он представляет из себя двор с постройками, окруженными стенами. Однажды император Чжу Юаньчжан (Zhu Yuanzhang 朱元璋), основатель и первый император династии Мин, построил Храм Небесной Музыки в Наньцзине, столицы Китая в то время. Но и после переноса столицы в Пекин при императоре Юнлэ (Yongle 永樂) династии Мин, следуя старой традиции, принятой в Нанкине, на западе Храма Неба и Земли в 1420 году также построили Храм Небесной Музыки для занятий ритуальной музыкой и танцами.

Как было сказано выше, Офис Небесной Музыки сначала назывался храмом. Это связано с тем, что императоры династии Мин являлись приверженцами даосизма и, поэтому, все учителя музыки и танцев были даосами. Они отвечали за воспитание и обучение певцов и танцоров для ритуальных обрядов, а также и чиновников, которые перед церемониями должны были приходить сюда и заучивать все ритуалы. Поэтому этот храм еще назывался Даосским Храмом Храма Неба (Taoist Temple of the Temple of Heaven).

Фото. Зал Собранного Счастья и выставка цветов на его дворе

Зал Собранного Счастья и выставка цветов на его дворе

В 1420 году во время переезда столицы в Пекин вместе с императором Юнлэ прибыло около 300 певцов и танцоров, а в Храме Небесной Музыки стало заниматься около 600 учеников. При императоре Цзяцзине (Jiajing 嘉靖) династии Цин их число достигло 3000. В 1743 году при императоре Цяньлуне (Qianlong 乾隆) династии Цин Храм Небесной Музыки стал называться Институтом Небесной Музыки (Institute of Divine Music), а в 1754 году - Офисом Небесной Музыки (Divine Music Administration).

Хотя Храм Неба - важнейшее культовое место, Храм Небесной Музыки всегда был переполнен людьми и торговцами. В 1742 году император Цяньлун издал указ, по которому торговцам запрещалось собираться в храме и около алтаря, а в Храме Небесной Музыки даже запретили выращивать цветы. Множество магазинов и лавок было перенесено за пределы храма, чтобы очистить алтарь, но через некоторое время все стало по прежнему, а на повторные правительственные указы мало кто обращал внимание.

Фото. Колокол в Зале Собранного Счастья

Колокол в Зале Собранного Счастья

В тоже время император Цяньлун запретил чиновникам от музыки исповедовать даосизм, а несогласных приказал лишить званий. Все даосы ушли из храма, и тогда то Храм Небесной Музыки был переименован в Офис Небесной Музыки. Но даже после этого он так и не стал спокойным местом, и в 1808 году император Цзяцин (嘉慶 Jiaqing) династии Цин второй раз издал указ о запрете магазинов и лавок на его территории, за исключением аптек.

В начале династии Цин Храм Небесной Музыки был самой продвинутой школой музыки и танцев, но после того, как император Цяньлун запретил принимать даосов в обучение, певцов и танцоров стали выбирать среди привлекательных маньчжурских детей Восьми Знамен (八旗 - Баци - Baqi - Eight Banners). Восемь Знамен - это потомственная элитная охрана, служившая императору и его принцам. Таких детей часто называли Дети, Поклоняющиеся Небесам (Heaven-Worshipping Children), и для них правительство основало несколько специальных учебных заведений и наняло учителей.

Фото. Выставка ритуальных - многоликих барабанов

Выставка ритуальных - многоликих барабанов

Церемониальная Музыка

Раньше музыка, звучащая во время жертвоприношений, не имела определенного названия и могла называться Цзяо (郊 - Jiao), Мяо (庙 - Miao), Янь (燕 - Yan) и Шэ (射 - She). Считается, что она произошла из системы ритуальных звуков династии Чжоу. Так было до Периода Воюющих Государств, когда такое исполнение стало называться Церемониальной Музыкой или Церемониальной Одой. Ее также называли Музыкой Восьми Звуков, так как инструменты были сделаны из восьми различных материалов : золото, камень, шелк, бамбук, земля, дерево, тыква и кожа.

Во времена династии Чжоу инструменты, используемые для исполнения Церемониальной Музыки в храмах, включали : чжу (柷 zhu), юй (敔 yu), бофу (搏拊 bofu), колокола, цин (磬 qing), цзяньгу (建鼓 jiangu), пайсяо (排箫 paixiao), шэн (笙 sheng), гань (竿 gan), юнь (yun), чи (篪 chi) и т.д. Начиная с династии Восточная Чжоу, чжу, юй и бофу использовались только для исполнения Церемониальной Музыки, а остальные, включая колокола и музыкальные камни, стали популярны не только в храмах, но и при дворе, а шэн, гань, юнь, чи, пайсяо и сэ (瑟 se) и среди простых людей.

Фото. Цветы с выставки

Цветы с выставки

В начале династии Цинь в набор церемониальных инструментов вошли колокола, музыкальные камни и цзяньгу, а такие инструменты, как юнь, чи, пайсяо и сэ постепенно потеряли популярность среди народа и также стали уделом обрядов. При династиях Мин и Цин набор ритуальных инструментов стал относительно фиксированным и большинство подобных инструментов трудно было услышать в повседневной жизни.

Во время правления императора Хун-у (洪武 Hongwu) династии Мин Церемониальную Музыку переименовали в Музыку Мира и Гармонии (中和韶乐 - Чжунхэшаоюэ - Zhongheshaoyue). Были отменены дворцовые правила предыдущих династий, а количество инструментов сильно уменьшилась. Остались только : один набор колоколов и музыкальных камней, в каждом из которых было по 16 предметов, 10 цинь (琴 qin), по 4 сэ и бофу, один чжу и юй, по 4 флейты, юнь и чи, по 8 пайсяо и шэн, один ингу (应鼓 yinggu) и 22 гэ (歌 ge). Позже добавили 4 фэншэня (风笙 fengsheng) и 2 юнь, а количество бофу было уменьшено до 2.

Фото. Зал Выдающегося Защитника

Зал Выдающегося Защитника

При династии Цин продолжили следовать системе, установленной при династии Мин. Церемониальная Музыка также называлась Чжунхэшаоюэ и делилась на жертвенную музыку, музыку для мероприятий и музыку для банкетов. Самой масштабной по количеству участников было исполнение музыки во время церемоний жертвоприношений. Танцы Вэньу (文舞 Wenwu) с опахалами и танцы Уу (武舞 Wuwu) с щитами и секирами сопровождались самым большим числом певцов и танцоров.

Музыка, исполняемая при молитвах Небесам, состояла из восьми разделов, соответствовавших церемонии : приветствие Бога, жертвование шелка, первое жертвоприношение, второе жертвоприношение, последнее жертвоприношение, отказ от еды, проводы Бога и жертвоприношение на расстоянии. Все сопровождалось песнопениями, которые выражали глубочайшее почтение Богу Неба и безгранично восхваляли его. Танцующие выстраивались вокруг певцов в определенном порядке, например 64 танцора, двигаясь вперед и назад, формировали квадратную группу, создавая завораживающую картину.

Итак, пройдемся по Офису Небесной Музыки. Первое, что нас встретит перед воротами - это большая защитная стена. Говорят, что если в день праздника лодок-драконов коснуться этой стены, то это поможет отпугнуть пять видов ядовитых созданий. В свое время это поверье было в большой моде, и посетители шли сюда нескончаемым потоком.

Фото. Выставка колоколов

Выставка колоколов

Главным строением Офиса Небесной Музыки является Зал Собранного Счастья (儗禧殿 - Сидянь - Xidian - Hall of Gathered Happiness). Изначально он назывался Залом Высшей Гармонии, но чтобы избежать повторения названия с таким же залом в Запретном Городе, в 1673 году при императоре Канси (Kangxi 康熙) он был переименован и получил настоящее имя. Зал был предназначен для исполнения ритуалов певцами и танцорами. Он очень большой и покрыт зеленой черепицей по специальной системе Уцайдоугун (五彩斗拱 - Wucaidougong). Перед входом в него - широкая платформа, к северу от которой стоят стелы с записями о том, как император Хунчжи (Hongzhi 弘治) династии Мин и император Цяньлун (Qianlong 乾隆) династии Цин восстанавливали Офис Небесной Музыки.

Позади Зала Собранного Счастья стоит другой зал, в котором молились в честь Небесного Императора Чжэньу (真武 - Zhenwu Heavenly Imperor), северного бога нападения и защиты. Изначально этот зал назывался Залом Черного Воина (玄武殿 - Сюаньудянь - Xuanwudian), но позже он был переименован в Зал Выдающегося Защитника (显佑殿 - Сяньюдянь - Xianyoudian). Крыша зала, сделанная в стиле Сешань (歇山 - Xieshan), покрыта зеленой черепицей, а сам он поделен на семь комнат. В его состав входят еще два павильона с крышами в виде арочного полога : это залы Цзяндундянь (江东殿 - Jiangdongdian) и Чженьгуаньдянь (真官殿 - Zhenguandian), в которых поклонялись небесной музыке и даосским основателям музыки.

Фото. Концерт на древних инструментах в Зале Собранного Счастья

Концерт на древних инструментах в Зале Собранного Счастья

Все описанные выше строения неоднократно разрушались : сначала силами альянса восьми государств, а затем войсками японских агрессоров. После основания КНР в 1949 году двор Офиса Небесной Музыки стали постепенно занимать местные жители из близлежащих районов. Они возвели здесь множество временных построек, среди которых Офис окончательно затерялся. По этому поводу стали высказываться опасения общественными организациями, а многие ученые и эксперты выступили за спасение исторического и культурного наследия.

Наконец, после нескольких инспекций со стороны муниципальных властей, было принято решение о восстановлении этого места. Кроме того, в Храме Неба были проведены масштабные исследования, связанные с ритуальной музыкой и танцами. В августе 2004 года Офис Небесной Музыки был официально открыт для туристов под названием Выставочные залы Древней Императорской Музыки (Exhibition rooms of Ancient Imperial Music).

Сейчас здесь работают выставочные залы и экспозиции, связанные с музыкальными инструментами, ритуальными песнопениями и танцами. А в Зале Собранного Счастья туристы могут не только осмотреть экспонаты, но и увидеть уникальное исполнение на старых инструментах. Выступления проходят в начале каждого часа и длятся около 10 минут, вход свободный. Кроме того, во дворе Офиса Небесной Музыки часто устраивают выставки цветов.

ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ GPS

Все точки даны в WGS 84:
  1. Станция метро "Tiantandongmen" 5-ой линии - 39°52,895'N, 116°24,896'E
  2. Южные ворота в храм (Nanmen) - 39°52,380'N, 116°24,424'E
  3. Западные ворота в храм (Ximen) - 39°52,777'N, 116°23,656'E
  4. Западные Небесные Ворота (Xitianmen) - 39°52,786'N, 116°23,954'E
  5. Восточные ворота в храм (Dongmen) - 39°52,950'N, 116°24,857'E
  6. Восточные Небесные Ворота (Dongtianmen) - 39°52,809'N, 116°24,695'E
  7. Северные ворота в храм (Beimen) - 39°53,185'N, 116°24,383'E
  8. Северные Небесные Ворота (Beitianmen) - 39°53,059'N, 116°24,390'E
  9. Круглый Алтарь - 39°52,534'N, 116°24,417'E
  10. Дровяная и чугунные печи - 39°52,499'N, 116°24,458'E
  11. Сигнальный Огонь - 39°52,516'N, 116°24,363'E
  12. Небесная Кухня - 39°52,569'N, 116°24,542'E
  13. Императорский Небосвод - 39°52,630'N, 116°24,412'E
  14. Мост Алых Ступеней - 39°52,717'N, 116°24,408'E
  15. Терраса для Переодевания - 39°52,811'N, 116°24,428'E
  16. Зал Молитв о Хорошем Урожае - 39°52,934'N, 116°24,394'E
  17. Зал Императорского Неба - 39°52,978'N, 116°24,395'E
  18. Длинный Коридор - 39°52,921'N, 116°24,483'E
  19. Небесная Кухня - 39°52,961'N, 116°24,496'E
  20. Камни Семи Звезд - 39°52,900'N, 116°24,608'E
  21. Дворец Воздержания - 39°52,700'N, 116°24,027'E
  22. Офис Небесной Музыки - 39°52,644'N, 116°23,869'E