Версия для печати

Истории и факты о Запретном Городе

На этой страничке представлены интересные факты и истории, связанные с Запретным Городом. Они помогут вам узнать подробности жизни в Императорском Дворце.

ОТОПЛЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКИХ ДВОРЦОВ

Глядя на залы и дворцы Запретного Города, иногда возникает вопрос : а как они отапливались? Ведь зимы в Пекине довольно холодные (недаром Пекин в переводе означает Северная Столица). Было три способа получения тепла в холодный сезон года.

Во первых, конструктивный. Все главные здания Запретного Города обращены фасадом на юг, а толстыми задними стенами на север, что давало максимальное количество солнечного света и тепла.

Во вторых, под полами залов были проложены горизонтальные трубы, по которым тепло шло от огня, разжигаемого в люках под верандами. Сейчас во многих залах, например во Дворце Земного Спокойствия, туристы могут заметить деревянные крышки на этих люках в земле. Ночью все обитатели дворца от императора до простого евнуха спали на кане (kang) - кровати из полых кирпичей, подогреваемых снизу.

И, в третьих, это печки, стоящие на трех, реже на четырех лапах. Искусно сделанные, они использовались только членами императорской семьи. Топливом для них служил высококачественный уголь, сделанный из гранул древесины. В Пекине этот уголь доставлялся в Хунлочан (Hongluochang), правительственную организацию в западной части старого города. Здесь уголь нарезался кусками определенной длины и перед доставкой во дворец упаковывался в меленькие круглые корзинки, покрашенные в красный цвет. От сюда появилось название - "хунлотань" (hongluotan) - уголь красных корзинок.

Фото. Бронзовая курительница

Бронзовая курительница

Этот уголь имел черный блеск, мог долго гореть ровным пламенем, практически не давал дыма и запаха и поэтому сводил загрязнение убранство залов к минимуму. Естественно, что для отопления строений Запретного Города в то время требовалось большое количество угля. Ежедневная норма угля рассчитывалась в соответствии с положением. Например, во время правления императора Цяньлуна (乾隆 Qianlong), 60 килограмм угля было положено вдовствующей императрице, 55 - императрице, 45 - наложнице первого ранга, 37,5 - для каждой наложницы второго ранга, 15 - для принцессы, 10 - для принца и 5 - для внука императора.

Управлением поставками угля и дров во дворец занимался Департамент Топлива, чей начальник во времена династии Мин имел привилегию лично докладывать состояние дел императору. При династии Цин в дополнение были созданы еще три организации по 25-50 евнухов в каждой, которые отвечали соответственно за ремонт и обслуживание печей, за хранение и распространение топлива и за розжиг и поддержание огня под полами и кроватями дворцов.

Но не смотря на строгое меры безопасности, огонь от угля представлял постоянную угрозу деревянным постройкам. Так в 1797 году серьезный пожар был спровоцирован Хао Шитуном (Hao Shitong) - евнухом при Дворце Небесной Чистоты. Он бросил золу из печи у деревянной перегородки. Ночью тлеющая зола подожгла перегородку, огонь стал распространяться и полностью сжег дворец, а также три других строения поблизости. Евнуха за небрежность казнили, а 25 человек, вовлеченных в это дело, жестоко наказали.

Фото. Зал Высшей Гармонии

Зал Высшей Гармонии

В начало

КАК ДВОРЦЫ ОХЛАЖДАЛИСЬ

Высокие крыши и толстые стены залов Запретного Города создавали летом необходимую прохладу, так что специальных мер по охлаждению обычно не требовалось. А в самые жаркие дни использовался естественный лед, который помещали в специальные короба. Сверху на лед ставили так называемую "сладкую чашу", в которую клали семена лотоса, его корни и плоды и смешивали все с сахаром. "Холодильник" имел отверстия как на дне, так и на крышке, так что воздух мог циркулировать и охлаждаться. Это было любимым освежителем императора и его наложниц.

Лед добывали зимой из прудов за пределами Запретного Города и хранили под землей в хранилищах для последующего использования летом.

В начало

ВОДА ВО ДВОРЦЕ

Хотя в Запретном Городе было 72 колодца, начиная с императора Цяньлуна (乾隆 Qianlong), все императоры стали использовать ключевую воду с горы Юйцюаньшань (Yuquanshan), которая находится на западной окраине Пекина. Император Цяньлун попробывал воду во всех источниках и колодцах вокруг Пекина и решил, что ключевая вода с горы Юйцюаньшань самая чистая. Он дал этому источнику название "Первый Фонтан в Мире". С тех пор вода из этого ключа стала использоваться только для императоров.

Фото. Ворота Божественной Силы

Ворота Божественной Силы

Каждый вечер телега под желтым флагом привозила воду с этой горы в Запретный Город через Ворота Божественной Силы. В то время ворота столицы закрывались в 10 вечера каждый день, но когда телега с водой подъезжала к воротам в полночь, охрана открывала их специально для нее. Телега всегда ехала по центру дороги, и даже принцы и высшие чиновники должны были уступить ей дорогу.

В начало

ИМПЕРАТОРСКАЯ КУХНЯ И ДИЕТА

Император не просто ел, он "принимал яства". Обычно было всего два приема пищи в день : первый был между 06:00 и 08:00, а второй между 12:00 и 14:00. Полдники, вечернее питье и закуски император мог потребовать в любое время и в любом месте. Во дворце не было специального обеденного зала и стол накрывался там, где этого хотел император.

Императорская еда и напитки готовились на разных кухнях : главные блюда - на "императорской кухне", сладкое - в пекарне бобо (bobo), а чай и найчу (naicha - молоко, чай, масло и соль) - в императорском чайном домике. Каждый день императорская кухня готовила разные меню. Еда готовилась только после того, как меню утверждалось чиновниками из Департамента Императорского Хозяйства (Imperial Household Department).

Там, где император решил поесть, евнухи готовили стол, а служки из императорской кухни мчались к этому месту из кухни, чтобы преподнести блюда в соответствии с церемониалом. Никому не позволялось есть вместе с императором, даже императрица ела отдельно.

Фото. В Императорском Саду

В Императорском Саду

Каждый обед состоял из нескольких дюжин, а иногда и сотен различных блюд, остатки от которых часто доставались евнухам. Стол, за которым император ел, как правило был двухъярусным. Верхний ярус содержал блюда, которые можно было заменить другими в любой момент по желанию императора.

В каждой тарелке или чаше лежала полоска серебра против отравления. Говорят, что если цвет серебра менялся, то в еде возможно есть яд. По этим же причинам каждое блюдо перед императором пробовали евнухи. Это называлось "оценка блюда".

Императорская кухня управлялась двумя чиновниками из Департамента Императорского Хозяйства. Они тратили каждый год более чем 30,000 лян серебра на закупку курицы, уток, рыбы, свинины и овощей. Рис, крупа, баранина, молоко и деликатесы всех сортов поступали с подчиненных Департаменту Императорского Хозяйства ферм и пастбищ или присылались как подношения от местных правителей. Вода для императорской кухни привозилась из родников горы Юйцюаньшань (Yuquanshan) с западных окраин Пекина. Здесь же, а также в Фэнцзэюане (Fengzeyuan), Танцуане (Tangquan) и других местах выращивали специальный "подарочный" сорт риса.

Фото. Кристальный Дворец

Кристальный Дворец

Вот пример количества продуктов на один день для императора : 22 цзиня (1 цзинь = 604,79 гр.) свинины для блюд, 5 цзиней свинины для супа, 1 цзинь сала, 2 овцы, 5 куриц (три из которых должны родиться в этом году), 3 утки, 19 цзиней китайской капусты, шпината, кориандра, сельдерея и китайского чеснока, 60 репок, редисок и морковок, одна тыква, 6 цзинь кольраби, 6 цзинь водяного шпината, 6 цзинь зеленого лука, 4 лянга (1 лянг = 37,8 гр.) вина Юйцуань (Yuquan), по 3 цзиня соусов двух сортов, 2 цзиня уксуса, 8 тарелок бобо (bobo) по 30 штук в каждой.

Одна тарелка бобо требовала 4 цзиня светлой муки, 1 цзинь кунжутного масла, 1,5 гэ (ge) (1 гэ = 0,1 литра) семян кунжута, 3 гэ сладкой бобовой пасты, 12 лянгов (16 лянг = 1 цзиню) сахара, грецких орехов и хурмы. Императорский чайный домик готовил чай и молоко для императора. Для этих целей держали 50 коров, выращенных специально для этого, каждая из которых давала 2 цзиня молока в день. Также каждый день было необходимо 12 баков воды с Юйцюаньшаня, 1 цзинь крема и 75 пакетов чая.

Это не считая того, что император каждый год давал роскошные банкеты во дворце. Они проводились на Лунный Новый Год, день рождения императора и при визитах монархов. Также банкеты устраивали на дни рождения императрицы, императорских наложниц и на свадьбы императорских сыновей и принцев.

В начало

НАЛОЖНИЦЫ ИМПЕРАТОРСКОГО ГАРЕМА

Цзи Сяолань (Ji Xiaolan 1724 - 1805), ведущий ученый династии Цин, описал в своей работе "Неофициальная Биография Императрицы И Ань" (An Unofficial Biography of Empress Yi An), как во времена династии Мин выбирали красавиц со всей страны для императорского гарема.

Фото. Стены внутри Запретного Города

Стены внутри Запретного Города

В 1621 году, на первом году своего правления, император Тяньци (天啟 Tianqi) решил провести Большую Свадебную Церемонию. В Пекин были приглашены 5000 красавиц возрастом от 13 до 16 лет на смотрины.

Начальный отбор проводили евнухи Внутреннего Двора, сразу же отсеивая до 1000 девушек, которые были слишком высокие, низкие, толстые или худые. На следующий день у каждой претендентки проверяли уши, глаза, нос, волосы, кожу, колени, плечи и спину, отказывая любой, кто имел хоть какой-то изъян. Оставшимся было велено произносить названия их городов, имя и возраст, и если девушка заикалась или имела хриплый голос, ее также отвергали. Еще 2000 участницы уезжали домой после этих двух проверок.

На третий день евнухи замеряли девушкам руки и ноги, а затем приказывали пройтись, наблюдая за их поведением. При этом около тысячи участниц, у которых были короткие кисти, большие ступни или манера ходить была слишком фривольной, отсылали домой. Оставшуюся тысячу девушек направляли во дворец для дальнейших проверок.

Фото. Потолок в Зале Воспитания Характера

Потолок в Зале Воспитания Характера

На четвертый день отбора старые дворцовые девы вели каждую участницу по одной в закрытые комнаты. Они щупали их грудь и кожу и даже нюхали под мышками. В этот раз отбор проходили только 300 человек, которые затем жили во дворце в течении месяца. Считалось, что этого времени достаточно, чтобы понять внутренние качества кандидаток. В итоге оставалось 50 девушек, которых выдвигали на звание наложниц.

Вообще в старые времена императоры всегда имели большой гарем. В одной заметке из Книги Ритуалов (Book of Rites) писалось : "Сын Небес династии Чжоу (11 столетие до н.э. - 221 до н.э.) имел три императрицы, девять наложниц первого ранга, 27 наложниц второго ранга и 81 наложницу низших рангов". При династиях Хань (206 до н.э. - 220) и Тань (618 - 907) в гареме было 9000 женщин, а при императоре Сюаньцзуне (玄宗 Xuanzong) династии Тань их число достигло 40,000. В конце династии Мин число женщин в императорском гареме составляло около 9000.

Во времена династии Цин количество наложниц в гареме резко сократилось. При правлении императора Канси (康熙 Kangxi) дворцовые женщины делились на 8 рангов : одна императрица, одна императорская знатная наложница (2-ой ранг), две знатные наложницы (3-ий ранг), четыре наложницы Фэй (4-ый ранг), шесть обычных наложниц (5-ый ранг), а также наложницы шестого ранга (знатная дама), седьмого ранга (дама в ожидании) и восьмого ранга (откликающаяся дама), на которых ограничений по количеству не было.

Фото. Зал Высшей Гармонии

Зал Высшей Гармонии

Среди 10 императоров династии Цин Канси имел больше всех жен - 55. Император Гуансю (光緒 Guangxu) имел меньше всех - одну императрицу и двух наложниц. Император Цяньлун (乾隆 Qianlong), который правил 60 лет и прожил 89 лет, имел в гареме 41 женщину, включая девушек манжурской, хань и монгольской этнических групп, а также одну кореянку и одну уйгурку.

Что было самым страшным для женщин императорского дворца? Если наложница попадала в немилость у императора, ее заставляли жить отдельно, возможно, что до конца своей жизни. Таких могли даже убить евнухи. В императорском дворце было обычным делом забить наложницу насмерть. Во времена династии Мин при дворе было 9000 наложниц и 10000 евнухов, случалось, что не все из них могли нормально поесть, и некоторые умирали от голода. Часто это приводило к трагедиям. Как пример можно привести случай с императором Цзяцзином (嘉靖 Jiajing) династии Мин.

Император Цзяцзин имел жестокий характер и грубо обращался со своими наложницами и служанками. Их били за малейшую провинность, и по меньшей мере 200 из них умерли в результате побоев. Доведенные до отчаяния, наложницы решили убить императора. В ночь 21 октября 1542 года наложница Ян Цзиньин (Yang Jinying) вместе с другими 15 женщинами попытались задушить спящего императора. Но неправильно завязанный узел не дал затянуть петлю на его шее, император проснулся и стал сопротивляться. Тогда Ян Цзиньин выхватила спицу для волос и стала бить ей Цзяцзина. Император уже лежал без сознания, когда в комнату ворвалась императрица Сяоле (Xiaolie) и спасла ему жизнь.

Фото. Крыша Зала Высшей Гармонии

Крыша Зала Высшей Гармонии

Ян Цзиньин и ее 15 компаньонок были арестованы и казнены через расчленение. Их отрезанные головы выставили на всеобщее обозрение как предупреждение другим. Не повезло и их близким : десять из них были казнены, а других сделали рабами. Согласно историческим записям во время казни на землю опустился густой туман и держался так три или четыре дня. Люди говорили, что свершилась несправедливость. В эту же ночь одна из наложниц, которая спала вместе с императором, была убита.

Хотя императора Цзяцзина и спасли от смерти, он потерял глаз во время борьбы. Осознавая свое уродство, он больше никогда не покидал Внутренний Дворец, боясь показаться на людях. Никому за пределами дворца не было позволено увидеть его лицо. Исключением был только его ближайший советник Янь Сун (Yan Song), который злоупотреблял этим и стал печально известен в китайской истории.

В начало

ЕВНУХИ В ФЕОДАЛЬНОМ КИТАЕ

Евнухи - это кастрированные мужчины, которые занимались повседневными работами в Императорском Дворце. Практика использования евнухов во дворце насчитывает около 2000 лет. Наибольшее количество евнухов было во времена династии Мин. Так при правлении императора Ваньли (萬曆 Wanli) в столице было более чем 10,000 евнухов.

Фото. Каменная резьба перед Залом Высшей Гармонии

Каменная резьба перед Залом Высшей Гармонии

Так как этот император не покидал Внутренний Двор Запретного Города, закрытую зону для всех, то евнухи стали связующим звеном между внешним бюрократическим миром и Императорским Дворцом. Любой чиновник, которому по делам нужно обратиться к императору, сперва должен был уговорить евнуха отнести послание императору. Евнухи обычно за это брали деньги и вскоре самые влиятельные из них были подкуплены честолюбивыми чиновниками.

Влияние евнухов возросло еще больше, когда император Ваньли поручил им собирать налоги в провинциях. Зачастую они действовали деспотично и терроризировали богатые провинциальные семьи, для чего использовали специальную элитную охрану, заставляя людей выполнять свои желания.

Фото. Золотой шар Зала Центральной Гармонии

Золотой шар Зала Центральной Гармонии

Политическую силу евнухов иллюстрирует карьера Вэй Чжунсяня (Wei Zhongxian), который ловко рос во власти при сыне императора Ваньли, а затем и при его внуке. На пике своего влияния он даже издавал исторические работы, в которых унижал своих противников. Кроме того, он строил храмы в свою честь по всему Китаю.

Еще один евнух, оставивший след в истории Китая - Ли Ляньин - главный придворный евнух при императрице Цыси. Его историю можно прочитать здесь, на страничке о Летнем Дворце.

В начало

БРОНЗОВЫЕ ЛЬВЫ ЗАПРЕТНОГО ГОРОДА

В Запретном Городе находится шесть пар бронзовых львов, при чем львы перед Воротами Высшей Гармонии - самые большие. Среди этих шести пар пять - позолоченные. Изначально львов присылали императорам династии Хань как дань. Их смелый и благородный вид часто использовался в картинах и скульптурах для украшения древних зданий, но бронзовые львы Императорского Дворца скорее были символом высокого положения чем украшение.

Фото. Львица и львенок перед Воротами Небесной Чистоты

Львица и львенок перед Воротами Небесной Чистоты

Львы, поставленные перед воротами, имеют определенные отличия, которое выражается в количестве шишек на их головах. Так бронзовые львы, которых ставили перед резиденциями чиновников первого ранга имели 13 шишек на голове, и это количество уменьшалось в соответствии с рангом владельца пока не достигало семи. Чиновникам рангом ниже седьмого иметь львов перед своими воротами не позволялось.

Шесть пар львов в Запретном Городе были сделаны во время династий Мин и Цин. Они сидят на бронзовых или мраморных платформах и выглядят как живые. Пасти открыты, словно они рычат. В каждой паре есть лев и львица. Лев сидит справа и играет с мячиком своей правой лапой. Эта игра с мячом стала традиционной темой в танцах львов. Мячик символизирует власть императора, а также богатство и мир. Львица сидит слева и держит левую лапу на львенке. Львенок лежит на спине, словно играя, но на самом деле он пьет молоко из-под когтей своей матери. Это должно показать, что императорская семья имеет большое количество наследников.

В начало

ФИГУРКИ НА КРЫШАХ

Глядя на крыши дворцов Запретного Города, нельзя не обратить внимание на множество фигурок на угловых скатах. Такие фигурки есть практически на всех главных строениях Императорского Дворца. При чем их количество меняется от зала к залу, что определяет ранг здания. Эти фигурки представляют мифических животных и бессмертного. Максимальное возможное число - девять. Но для Зала Высшей Гармонии было сделано исключение - фигурок 10, а вместе с бессмертным - 11. Это единственное строение в Китае, имеющее 10 фигурок на своей крыше.

Фото. Фигурки на крыше Зала Высшей Гармонии

Что же это за фигурки? В старые времена при строительстве крыш дворцов применяли большие деревянные гвозди, чтобы предотвратить скатывание черепицы, но затем их заменили на специальные керамические плитки, которые позже стали делать в виде мифических животных : дракон, феникс, лев, морской конек, небесный конь, рыба яюй (yayu), суаньни (suanni), сечжи (xiezhi), морской бык доню (duoniu) и синши (xingshi).

Дракон и феникс символизируют верховную власть. Небесный конь и морской конек стоят за императорский престиж и мораль. Морской бык доню и рыба яюй - странные бестии в океане про которых легенды говорят, что они могут нагнать облака и дождь и предотвратить пожары. Лев - царь зверей на землях за пределами Китая. Суаньни - смесь тигра и леопарда. Он символизирует единство страны и все бестии должны следовать ему. Сечжи - может отличить добро от зла и потому считается символом безупречности и справедливости императорской семьи. Синши - символ славы и покровительства, престижа и мудрости, а также означает покорение духа зла и освобождения от бедствий.

В начало

ШИПЫ НА ДВОРЦОВЫХ ВОРОТАХ

Каждые ворота в Запретном Городе имеют гвозди-шипы на своих створках, чтобы удерживать доски на месте. Изначально строители просто вбивали гвозди, но когда оказалось, что выстроенные в ряд шипы, выглядят очень красиво, то гвозди стали украшать набалдашниками.

В соответствии со строительными стандартами Министерства Труда династии Цин на двойных створках дворцовых ворот в Запретном Городе количество шипов могло быть : 81 шип (9 по 9 рядов), 49 шипов (7 по 7 рядов) и 25 шипов (5 по 5 рядов). Их количество символизировало три ранга ворот, где 81 шип - высший, так как девятка - императорское число.

Фото. Шипы на дворцовых воротах

Шипы на дворцовых воротах

Но есть одно исключение : створки Восточных Цветочных Ворот (东华门 - Дунхуамэнь - Donghuamen - East Flowery Gate) имеют по 72 шипа (9 рядов по 8). В чем причина? Есть два объяснения. Первое связанно с суевериями. В китайской философии Инь и Янь - две противоположности. Древние китайцы верили, что нечетные числа связаны с жизнью, то есть с Янь, а четные со смертью, то есть с Инь. Похоронные процессии императоров Шуньчжи (順治 Shunzhi), Цзяцина (嘉慶 Jiaqing) и Даогуана (道光 Daoguang) прошли через Восточные Цветочные Ворота, поэтому количество выступов - четное.

Другое объяснение говорит, что изначально выступов было 81. В 1644 году, когда предводитель крестьянского восстания Ли Чжичэн (Li Zicheng) захватил Пекин, последний император династии Мин Чунчжэнь (崇禎 Chongzhen) бежал из Запретного Города через эти ворота и покончил с собой на горе Цзиншань. Когда Восточные Цветочные Ворота были восстановлены в начале династии Цин, было приказано убрать один ряд выступов в качестве наказания за то, что эти ворота не преградили императору путь и позволили ему сбежать.

В начало

ЦВЕТА В ЗАПРЕТНОМ ГОРОДЕ

Стены в Запретном Городе покрашены в красный цвет, а черепица на крышах - желтая. С чем связанно доминирование этих цветов и что означают другие? В Китае с давних времен красный цвет считается символом торжественности, счастья, достатка и славы. Дворцы, выкрашенные в красный цвет, появились в Китае 2000 лет назад и так продолжалось вплоть до конца династии Цин.

Фото. Желтый цвет черепицы

Желтый цвет черепицы

Желтый в Китае считается одним из чистых цветов. Он представляет землю среди Пяти Элементов : метал, дерево, вода, огонь и земля и символизирует центр и высокое положение. В соответствии с древними записями императоры династии Тан (618 - 907) официально приняли обычай предыдущих династий носить желтые одеяния, при этом, запретив другим, носить желтое. Тогда этот цвет стал символом императорской семьи.

Желтая черепица на крышах императорских дворцов стала использоваться со времен династии Сун (960-1279). При династиях Мин и Цин желтая черепица могла использоваться только на императорских дворцах и могилах, а также на храмах, построенных по приказу императора. Всех других, кто пытался использовать этот цвет, ждала смерть.

Есть в Запретном Городе несколько зданий с крышами не желтого цвета. Например Павильон Литературных Источников (императорская библиотека) имеет черную черепицу. В соответствии с Теорией Пяти Элементов (Усин - Wuxing) черный представляет воду, поэтому, по мнению строителей, черная крыша должна была защитить строение от огня. Наньсаньсо (Nansansuo) - место жительства принцев династии Цин имело зеленую черепицу, так как в соответствии с правилами жилища принцев должны были иметь зеленую крышу. Ну а там, где жили артисты и повара крыша и стены были серыми.

В начало

ИМПЕРАТОРСКИЕ ПАЛАНКИНЫ

Первые прообразы паланкинов появились около 3000 лет назад и были приспособлениями для помощи в преодолении гор. Сначала это была просто доска без кресла, так как кресла в Китае появились только 1000 лет назад. Паланкины стали популярны во время династии Тан (618 - 907). Но это все еще была открытая конструкция, поэтому, например, императоры династии Тан запрещали дворцовым женщинам ездить в паланкине, показывая себя толпе. Уже тогда простым людям и даже торговцам было запрещено передвигаться на паланкине.

Фото. Паланкин во Дворце Вечного Долголетия

Паланкин во Дворце Вечного Долголетия

При династии Тан стали появляться первые правила по пользованию паланкинами. Так в 840 году император издал для чиновников указ, который устанавливал, что только премьер-министр и несколько вышестоящих чиновников могли путешествовать на паланкине. Чиновники двора, которые выезжали в провинции и не могли взять лошадь из-за болезни должны были получить специальное разрешение на паланкин. Но носильщиков они оплачивали из своего кошелька. В последующие годы на носилки добавили крышу и боковые стенки - в таких закрытых паланкинах было разрешено путешествовать и женщинам.

Во времена Северной Династии Сун (960 - 1127) некоторые ученые посчитали, что перемещаться на паланкинах аморально, так как вместо животных использовали людей. Даже с императорским разрешением некоторые министры отказывались от паланкинов. Во времена Южной Династии Сун (1127 - 1279) император разрешил пользоваться носилками практически всем чиновникам. В то время чиновники пользовались паланкинами, сделанными из бамбука, а члены императорской семьи ездили на пальмовых паланкинах, покрашенных в серебро и закрытых фетровыми шторами. Богатые семьи имели по два - три паланкина.

При Южной Династии Сун паланкины стали очень популярны и на свадьбах. Невеста должна была иметь красный паланкин, а жених - зеленый. Бедные люди обычно нанимали один красный паланкин для невесты. При династиях Мин и Цин императорский двор стал вводить ограничения на пользование паланкинами, поэтому постепенно они стали символом власти.

Фото. Ворота Безмятежности и Долголетия

Ворота Безмятежности и Долголетия

При династии Цин было даже установлено правило по цвету крыши паланкина. Золото было для императорских наложниц, серебро - для дальних принцев, родных императора и премьер-министров, а жестяные - для низших чиновников. Количество носильщиков также регулировалось. Так министры, передвигавшиеся внутри столицы могли иметь только двух, а если они покидали город, то четырех. Самый дорогой паланкин с золотой круглой крышей и желтыми шелковыми шторами, расписанными драконами, предназначался для императора. Часто его должны были нести 16 человек. Хотя вдовствующая императрица Цыси имела роскошный паланкин, который несли 24 носильщика.

Паланкины постепно канули в лету после революции 1911 года.

В начало

ИНОСТРАННЫЕ ХУДОЖНИКИ ПРИ ДВОРЕ ДИНАСТИИ ЦИН

Во времена династии Цин за дворцовых художников отвечал Институт Привилегий (Institute of Indulgences) при Департаменте Императорского Хозяйства (Imperial Household Department). Среди дворцовых художников были и иностранцы, которые работали здесь и сделали важный вклад в представлении европейского стиля рисования в Китае. Вот истории трех из них.

Лан Шинин (Lang Shining - Giuseppe Castiglione) был самым знаменитым из них. Этот итальянский художник родился в 1688 году, а в 1715 году его послали в Китай португальские иезуиты. Он был мастер в изображении людей, цветов, птиц и зверей. Его работы отличаются живостью и изяществом. Он был главным производителем больших картинных свитков, которые отражали политическую жизнь того периода и сейчас имеют большое историческое значение.

Фото. Стена Дворца Безмятежности и Долголетия

Стена Дворца Безмятежности и Долголетия

Лан Шинин вместе с другими миссионерами также принимал участие в проектировании Сада Совершенства и Чистоты (Старый Летний Дворец), знаменитого императорского сада в Пекине. Строения и фонтаны в европейском стиле в этом саду были придуманы им. Лан Шинин прожил в Пекине более 50 лет, в течении которых написал множество картин. В июле 1766 года он умер в возрасте 78 лет.

Ван Чжичэн (Wang Zhicheng - Jean Denis Attiret) был французским художником, который родился в 1702 году. Он был послан в Китай как миссионер в 1738 году в возрасте 36 лет. Говорят, что благосклонность, которую получил Лан Шинин при дворе династии Цин, так расстроила французских иезуитов, что они послали Ван Чжичэна в Китай, представлять свои интересы. Так как император Цяньлун (乾隆 Qianlong) был безразличен к масляному письму, Ван Чжичэн начал рисовать пейзажи, птиц и животных, используя китайские материалы. Хотя работ Ван Чжичэна сохранилось мало, его "Десять Лошадей" демонстрируют мастерство художника в построении композиции. Ван Чжичэн умер в Пекине в 1768 году в возрасте 66 лет.

Ай Цимэн (Ai Qimeng - Ignatius Sickeltart) родился в Богемии в 1708 году. В 1745 году он приехал в Китай как миссионер и стал работать при дворе династии Цин художником. Он рисовал в европейском стиле, а его излюбленными сюжетами были птицы и животные. В 1777 году на 69 летие художника император Цяньлун устроил банкет в честь него и подарил ему большое количество подарков. После банкета восемь носильщиков пронесли его вокруг города на паланкине, впереди которого шла группа указывающая путь, а позади множество чиновников.

Фото. Мера Зерна у Дворца Небесной Чистоты

Мера Зерна у Дворца Небесной Чистоты

Китайские художники, которые работали в Институте Привилегий, были вписаны в Третий Список Департамента Императорского Хозяйства. Иностранные художники в Китае были в более выгодном положении по сравнению с их китайскими коллегами : они получали лучшее лечение, у них было достаточно еды причем в соответствии с их европейской диетой.

В начало

ПОСЛЕДНИЙ ИМПЕРАТОР

Последний император династии Цин Пуи родился в 1906 году и взошел на трон в 1908 году в возрасте трех лет. Он был так напуган во время церемонии коронации, что постоянно плакал. Он кричал : "Я не хочу оставаться здесь, я хочу домой". Его плач сильно расстраивал торжественную атмосферу церемонии, и отец, пытаясь успокоить сына, повторял : "Не плач, это скоро закончится". Спустя три года феодальная система, просуществовавшая более чем 2000 лет, рухнула.

Так как Пуи было всего три года, когда он взошел на трон, то регентство осуществляли его отец принц-регент Цзай Фэн (Zai Feng) и вдовствующая императрица Лунюй (Longyu). Период его правления назвали Сюаньтун (宣統 Xuantong). После Революции 1911 года в Нанкине (Nanjing) было сформировано временное правительство (1 января 1912 года). Императорский двор под его давлением издал указ об отречении Пуи именем вдовствующей императрицы Лунюй.

Фото. Бронзовый Лев у Ворот Небесной Чистоты

Бронзовый Лев у Ворот Небесной Чистоты

После революции благодаря переговорам Пуи получил право жить в Запретном Городе во дворцах Внутреннего Двора с группой евнухов и наложниц. Принцы, герцоги и министры, которые носили маленькие косички и шапочки с красной кисточкой все еще кланялись ему. Он также в соответствии с императорским протоколом короновал свою императрицу, давал титулы своим наложницам и провел большую свадебную церемонию во Дворце Земного Спокойствия.

Благодаря влиянию своего английского учителя Реджинальда Джонстона (Reginald F. Johnston), Пуи был не чужд современных тенденций. Так, не смотря на протесты со стороны окружающих, он обрезал свою косичку. Он заказал в свою комнату телефон и ванную. Он ездил по дворцу на велосипеде (для чего пришлось убрать пороги у дворцовых ворот), купил сразу три автомобиля и нанял повара, чтобы тот готовил ему европейскую пищу. Кстати его императрица Вань Жун (Wan Rong) могла не только писать и читать по английски, но даже называла себя Елизаветой.

Однако в то время еще были люди, которые упорно защищали устои феодализма. В июне 1917 года, на пятый год после отречения Пуи, генерал Чжан Сюнь (Zhang Xun) привел свою армию в Пекин. Здесь вместе с консерватором-роялистом Кан Ювэем (Kang Youwei) они устроили показное восстановлению династии Цин. При поддержке этих людей Пуи объявил о своем возвращении на трон, но в декабре его снова заставили отречься от трона.

Фото. Вид на Белую Дагобу с Запретного Города

Вид на Белую Дагобу с Запретного Города

Не смотря на это, Пуи продолжал жить во дворце до 1924 года. 5 ноября 1924 года генерал Лу Чжунлинь (Lu Zhonglin) вошел с воисками в Запретный Город и заставил Пуи немедленно покинуть его. Пуи в спешке бежал и остановился как гость в Северном Особняке своего отца. Оставшиеся 470 императорских евнуха и 100 служанок стали свободны. Спустя несколько месяцев бывший император переехал в Тяньцзинь (Tianjin), где представился японским торговцем.

В 1932 году после японской агрессии на северо-востоке Китая Пуи стал марионеточным императором государства Маньчжоуго (Manzhouguo) со столицей в Чанчуне (Changchun). Для этого 1 марта 1932 года при поддержке японцев Пуи объявили "президентом" империи Маньчжоуго. В 1934 году он изменил свой титул на Император.

В 1945 году после капитуляции Японии Пуи объявил о своем отречении. Тогда же он был захвачен Советской Красной Армией, а возвращен в Китай в 1950 году. В течении 10 лет он был заключенным в тюрьме Фушунь (Fushun) до 1959 года, после чего получил амнистию. Освободившись, бывший император стал вести другую жизнь и устроился на работу в Институт при Ботаническом Саде Китайской Академии Наук в Пекине (Institute of Botanical Garden under the Chinese Academy of Sciences).

Фото. Курительницы перед Залом Высшей Гармонии

Курительницы перед Залом Высшей Гармонии

В 1961 году он стал работать в Комиссии по Историческим Материалам (Historical Material Commission) при Национальном Комитете Политического Совещательного Собрания Китайской Народной Республики (National Committee of the Chinese People's Political Consultative Conference - CPPCC). Позже он стал членом Четвертого Национального Комитета при CPPCC.

Пуи прожил 61 год и умер от рака 16 октября 1967 года.

В начало

ШЕСТЬ БОЛЬШИХ ПОЖАРОВ В ЗАПРЕТНОМ ГОРОДЕ

В 1420 году император династии Мин Юнлэ (永樂 Yongle) перенес столицу из Нанкиня (Nanjing) в Пекин. На следующий Новый Год он получал поздравления от своих министров в Зале Поклонения Небесам (позже Зал Высшей Гармонии). Но всего через четыре месяца Три Великих Зала Внешнего Дворца сгорели при пожаре, возникшем от удара молнии.

В то время это считалось плохим предзнаменованием, и некоторые чиновники стали убеждать императора вернуть столицу в Нанкин. Император рассердился на них, и одного из чиновников казнили в назидание другим. Повреждения от пожара были такими большими, что восстановительные работы длились до зимы 1441 года.

Фото. Позолоченные чаны для воды перед Воротами Небесной Чистоты

Позолоченные чаны для воды перед Воротами Небесной Чистоты

Летом 1557 года при правлении императора Цзяцзина (嘉靖 Jiajing) пожар разрушил главные строения Внешнего Дворца. Разрушения были еще больше, чем при первом пожаре. Работы по очистки пепелища потребовали труда 30,000 рабочих и использования 5000 повозок.

Третий пожар произошел в 1597 году при правлении императора Ваньли (萬曆 Wanli). Огонь не только уничтожил строения Внешнего Двора, но и достиг Дворца Небесной Чистоты и Дворца Земного Спокойствия. Это несчастье также потребовало тяжелого труда простых людей на восстановительных работах.

Кроме этих трех больших пожаров были и другие. Например, один произошел в 1514 году при правлении императора Чжэндэ (正德 Zhengde) во время Праздника Фонарей. Так как знать на этот праздник дарила императору фейерверки, шутихи и фонари, то они висели на каждом углу Дворца Небесной Чистоты, а фейерверки горели день и ночь. Когда император направлялся в один из залов со свитой из евнухов и наложниц, он увидел особенно яркие вспышки и восхищенно отозвался об этом зрелище. Император еще не знал, что один из фонарей упал и вызвал пожар во Дворце Небесной Чистоты. Этот пожар также разрушил и Дворец Земного Спокойствия.

Фото. На платформе Внешнего Двора

На платформе Внешнего Двора

Другой пожар произошел 15 декабря 1888 года при правлении императора династии Цин Гуансюя (光緒 Guangxu). Поздно ночью загорелись Ворота Чжэньдумэнь (Zhendumen). Из-за сильного ветра огонь быстро распространился на Ворота Высшей Гармонии и Ворота Дэчжаомэнь (Dezhaomen). Оказалось, что два охранника уснули и их фонари загорелись. Затем огонь охватил столбы, на которых они висели, а потом и все остальное. Оба охранника были позже повешены. Этот пожар произошел всего за месяц до свадьбы императора, во время которой невеста должна была войти во Внешний Двор через Ворота Высшей Гармонии. Так как времени на восстановление ворот уже не было, на ворота в спешке навесили полог.

После Революции 1911 года последний император династии Цин Пуи продолжал жить во Внутреннем Дворе Запретного Города. В это время чиновники Департамента Императорского Хозяйства (Imperial Household Department) и евнухи потихоньку разворовывали ценные вещи и продавали их. Так как сам департамент не мог положить этому конец, Пуи решил провести инвентаризацию. В тот же момент в ночь 27 июня 1923 года в одном из Шести Западных Дворцов произошел пожар. Большое количество построек было разрушено, включая Дворец Вечной Весны, где хранилось большое количество культурных ценностей Запретного Города. В своей автобиографии "От императора до гражданина" Пуи пишет, что по его мнению, пожар был устроен евнухами, дабы скрыть хищения. Скорее всего это правда.