Экскурсия по Храму Большого Колокола

Фото. Зал Большого Колокола

ЭКСКУРСИЯ

Музей Храма Большого Колокола - многофункциональное учреждение, специализирующееся на коллекционировании, сохранении, экспонировании и изучении древних колоколов. Представленные экспозиции демонстрируют развитие, устройство и характеристики древних колоколов, помогая посетителям понять их использование и производство, а также связь между колоколом и человеком, колоколом и религией, колоколом и наукой.

Проходит время, уходят и приходят династии, меняя внешний вид, применение и способы изготовления колоколов. Для того, чтобы все это проследить, в музее открыто несколько экспозиций :

  • Краткая история музея
  • Колокола доисторических времен
  • Коллекция колоколов времен Воюющих Государств
  • Древние колокола иностранных государств
  • Буддистские и даосские колокола (Лес Колоколов)
  • Колокола династии Мин и Цин
  • Большой Колокол Юнлэ
  • Литье колоколов
  • Сад девяти колокольных павильонов

На этих выставках представлено более 500 предметов, демонстрирующих картину развития колокольного дела, начиная с древних времен примитивного общества и до наших дней.

Фото. Сувениры для туристов

Сувениры для туристов

Итак, виртуальная экскурсия начнется от южных Главных Ворот музея. Далее следует описание достопримечательностей храма в порядке следования по маршруту. Для ориентирования на местности при каждом описании идут мини-карты. Эти мини-карты интерактивные, то есть вы можете кликнуть мышкой по другим местам храма на карте и сразу перейти к их описанию. Мини-карты можно увеличить, кликнув по соответствующей пиктограмме, или перейти к печатному варианту карты Храма Большого Колокола.

Небольшое замечание по поводу названий достопримечательностей. Я не знаю китайского языка, поэтому мой перевод на русский основывается на английском переводе. Но английский перевод китайских названий одних и тех же мест часто не совпадает в разных путеводителях. Я брал названия с путеводителя, купленного в музее, и табличек непосредственно у объектов.

ВОРОТА НЕБЕСНЫХ КОРОЛЕЙ

Храм Большого Колокола действительно царство колоколов. Они везде, начиная от лавок перед главными воротами, заканчивая огромным Колоколом Юнлэ. Итак, слева от главных ворот расположен торговый ряд, где продают всякую всячину, включая и колокольчики, сделанные под старину. На обратном пути можно что-то и прикупить.

Фото. Главные Ворота в храм

Главные Ворота в храм

Далее идут Главные Ворота в храм, перед которыми стоят два мраморных льва : слева львица со львенком, а справа - лев. Хотя черепица на крышах храма и не желтая, эти два льва говорят об его императорском статусе. Подтверждение этого можно увидеть и над аркой этих ворот - синюю табличку в мраморной рамке, украшенную узорами из драконов. Как говорилось выше, на ней написано : "Храм Пробуждения построен по императорскому указу". Внутри главных ворот расположена касса и пункт выдачи аудио-гидов.

Пройдем во двор за Главными Воротами, где по традиции архитектуры буддистских храмов слева стоит Барабанная Башня, а справа Башня Колокола. Далее мы попадем в Ворота Небесных Королей, где расположена экспозиция, кратко рассказывающая об истории храма. Наиболее интересный экспонат - табличка с вырезанным указом императора Юнчжэня (雍正 Yongzheng) о строительстве Храма Пробуждения.

ПАВИЛЬОН ДРЕВНИХ КОЛОКОЛОВ

Пройдя через Ворота Небесных Королей, мы окажемся в небольшом дворе. Но прежде чем продолжить наш путь на север, заглянем в два боковых зала. В павильоне слева от нас (на западе) располагается выставка колоколов доисторической эпохи (Bells in Early Ages). Здесь показаны примитивные колокола, найденные во время археологических экспедиций, а также представлена система колоколов, принятая в старые времена.

Фото. Глиняный колокольчик

Глиняный колокольчик

Культура производства китайских колоколов имеет длинную историю. Большое разнообразие как в форме, так и в назначении, делают их отличным материалом для изучения истории и быта различных этнических групп. Китайские колокола можно поделить на два типа : Чжун и Лин. Чжун производит звук, когда по нему бьют снаружи, а лин с помощью языка, подвешенного внутри. Колокола нашли самое разнообразное применение : как музыкальные или ритуальные инструменты, как святые буддистские и даосские инструменты, для демонстрации власти и статуса правящего класса, для объявления времени.

Началом истории китайских колоколов можно считать керамические колокола, появившиеся еще до объединения Китая при династии Цинь (221 - 206 г. до н.э.). Это были примитивные без украшений инструменты из керамики, часто просто два куска черепицы, скрепленные вместе. Об их назначении сейчас можно только догадываться. Может для танцев, может для того, чтобы вожак клана мог собрать людей вместе.

С развитием общества музыкальные колокола постепенно превратились в важные символы власти. Например, в соответствии с записями Министерства Церемоний и Ритуалов Чжоу (Ministry of Rites и Ritual of Zhou) : "Император мог ставить колокола с четырех сторон своего дворца, герцог или принц - с трех сторон своей резиденции, министр - с двух сторон, а чиновник - только с одной. Это было ясным обозначением строгой иерархии в те дни.

Фото. Колокола Лин

Колокола Лин

Из-за различий в использовании, формы и региональных особенностях древние китайские ударные инструменты до династии Цинь можно поделить на несколько типов :

  • нао (nao) - ударный инструмент представляющий перевернутый колокол, по которому били молотком
  • до (duo) - специальный колокол, который звучал при провозглашении указов или объявлении войны
  • чжэн (zheng) - ударный инструмент в форме колокола, используемый войсками на марше
  • гоудяо (goudiao) - длинный узкий колокол
  • юнчжун (yongzhong) - колокол с цилиндрической ручкой наверху
  • нючжун (niuzhong) - колокол с полукруглой шишкой наверху
  • янцзяочжун (yangjiaozhong) - колокол в форме рога
  • тунчжун (tongzhong) - колокол в форме трубы

После династии Цинь, с появлением в Китае Буддизма, колокола постепенно стали становиться важным ритуальным инструментом во время храмовых служб. Как тогда говорили : "Колокола в каждом храме. Нет колокола, нет и храма". Круглые колокола пришли на смену овальным. Звук стал более глубоким и мог распространяться на большее расстояние.

Благодаря своей красивой форме и глубокому продолжительному звуку круглые колокола стали широко применяться во время буддистских и даосских ритуалов. Они также вошли в императорский двор и стали символом власти. Во времена династий Мин и Цин древние китайские колокола были поделены на музыкальные, буддистские, даосские, колокола императорского двора и колокола ночной охраны. Их функции и применение расширялись.

Фото. Колокола Юнчжун

Колокола Юнчжун

В соответствии с историческими записями : "Колокола - это ведущие музыкальные инструменты, сделанные из металла. Звон большого колокола может распространяться на пять километров, а маленького на пол-километра. Когда император собирает двор, или чиновник покидает свой офис, колокол бьет, чтобы призвать подчиненных. Колокол звучит во время праздников, сопровождая пение певцов. Колокол звучит в буддистских и даосских храмах, чтобы воодушевить молящихся и напугать злых духов и демонов."

Сейчас в павильоне древних колоколов представлены самые старые колокола из всех, что есть в музее. Большинство из них были изготовлены еще до нашей эры, например, глиняные колокольчики, найденные при раскопках в провинции Шааньси - предположительно они сделаны в 2300-2000 годах до нашей эры. Или колокол Юнчжун (Yongzhong) времен Западной династии Чжоу (1046 - 771 г. до н.э.). Этот бронзовый колокол имеет характерную приплюснутую форму, благодаря чему мог издавать два разных звука в зависимости от того, в переднюю или боковую часть колокола били. Из-за этого его называли Колокол Двух Нот.

ПАВИЛЬОН ИНОСТРАННЫХ КОЛОКОЛОВ

Теперь перейдем в правый (восточный) зал, где находится выставка древних колоколов из других стран (Foreign Countries Bells Hall). Естественно, колокола отливали не только в Китае, но в остальном мире. В Европе они появились в IV столетии в церквях и монастырях. С ростом культурного обмена между странами и регионами мира колокола также стали частью такого обмена.

Фото. Колокол из России в коллекции музея

Колокол из России в коллекции музея

Но между древними колоколами западных стран и китайскими есть определенные отличия. Так древние западные колокола в основном связаны с церквями и кораблями (судовые рынды), они имеют форму чашки, а язык свободно закреплен внутри. Звук таких колоколов довольно резкий. Большинство древних китайских колоколов были музыкальным инструментом и только после пришествия буддизма стали частью культа. По форме они продолговатые, а звук возникал при ударе по колоколу снаружи. Звук таких колоколов более глубокий.

Сейчас на этой экспозиции представлены колокола из Европы, а также буддистские колокола из Японии и Кореи. Наиболее интересным можно назвать колокол Жозефа, отлитого в Тулузе (Франция) в 1867 году, а также маленький колокол, подаренный Марком Бламски (Mark Blumsky), мэром Веллингтона (Новая Зеландия) в сентябре 1997 года. Этот колокол был сделан для одного корабля в ознаменовании его 50,000 безаварийных рейсов. В этом зале можно найти и два колокола из царской России.

ЗАЛ МАХАВИРА

Теперь перейдем в Зал Махавира (Hall of Mahavira), стоящий на центральной оси храма. В этом зале находится великолепный набор колоколов и музыкальных камней времен Периода Воюющих Государств (Chimes Bells of Warring States Period).

В 1978 году в округе Суйсянь (Suixian) провинции Хубэй из могилы маркиза Цзэна (Zeng) были извлечены несколько колоколов и музыкальных камней. Этот набор состоял из 65 предметов, включая 19 нючжуна, 45 юнчжунов и один бо (большой колокол). Они были подвешены на стойках в три ряда и поделены на восемь групп. Общая масса этих колоколов составляла 2500 килограмм.

Фото. Набор колоколов

Набор колоколов

Все колокола имели инкрустированную золотом надпись о характере звучания. Каждый из них мог воспроизводить две ноты. Колокола юнчжун в среднем ряду этого набора играли ведущую роль, так как имели чистое звучание и самый широкий диапазон в три с половиной октавы. Большие колокола юнчжун в нижнем ряду издавали глубокий и продолжительный звук, создавая атмосферу гармонии. Колокола нючжун в верхнем ряду могли использоваться как дополнение к колоколам в среднем ряду.

Набор музыкальных камней включал 32 предмета, разбитых на два ряда. Большинство из них были сделаны из известняка, а остальные - из мрамора. На них также имелись надписи о характере звучания. Диапазон акустики этого набора составлял три с половиной октавы.

Наборы колоколов и музыкальных камней, которые сейчас представлены в Музее Храма Большого Колокола, это репродукция, созданная в 1990 году. Этот набор колоколов основывается на двенадцатитоновой системе звучания, что приближает его к международному нотному стандарту. Надпись в верхней части каждого колокола говорит о его музыкальном звучании при ударе по передней нижней части, а надпись внизу справа - о характере звука при ударе по боковой нижней части.

Фото. Импровизированный концерт

Импровизированный концерт

При создании репродукции были внесены изменения в звучание оригинального набора колоколов. Эти изменения были направлены на расширение музыкального диапазона с трех с половиной до пяти с половиной октав. Было уменьшено количество повторений нот, а также улучшено общее звучание набора. Например звук, получаемый с передней части колокола, звучит намного ярче и чище, чем с боковой. Репродукция сделала возможным извлечение всех необходимых нот только с передней части колоколов.

Благодаря этому на этих колоколах можно играть не только древнюю китайскую музыку, но и современные мелодии. Когда автор был в этом зале, смотрительница сыграла на колоколах "Джингл Белс" и еще пару мелодий из популярных фильмов.

ЗАЛ АВАЛОКИТЕШВАРА И БАШНЯ ПИСАНИЙ

Следующим залом на нашем пути будет Зал Авалокитешвара (Hall of Avalokitesvara). В этом зале, а также в двух боковых залах представлены буддистские и даосские колокола самых разных периодов и династий китайской истории. За Залом Авалокитешвара стоит Башня Писаний (Scripture Tower) - еще один павильон, в котором собраны в основном колокола времен династии Мин и Цин. Эти павильоны еще называют Лес Колоколов. Расскажем о некоторых из них.

Фото. Колокол Цяньлуна

Колокол Цяньлуна

Когда вы войдете в Башню Писаний, то первое, что увидите - красивейший колокол высотой более 2,5 метров. Он покрыт узорами из драконов, парящих сквозь воду и облака - всего 22 дракона, при чем каждый из них имеет 9 изгибов и 3 перегиба на 180 градусов. Посетители могут заметить, что на этом колоколе нет ни одного иероглифа, и поэтому трудно определить, когда он был отлит. Попробуем решить эту головоломку.

Во-первых, обратите внимание на три полосы (☰), отлитые у основания колокола в нескольких местах по окружности. Это не просто полосы, а один из символов Восьми Триграмм (八卦 - Багуа - Bagua) - графического отображения взаимоотношений сущностей в китайской философии. Этот символ представляет Небо и произносится как Цянь (Qian). Во-вторых, весь колокол, как говорилось выше, украшен драконами, а дракон по китайски звучит как Лун (Long). Вместе получается Цяньлун, что указывает на то, что этот колокол был отлит при императоре Цяньлуне (乾隆 Qianlong) династии Цин.

Другой интересный колокол можно увидеть в левом (западном) зале буддистских и даосских колоколов. Этот колокол Храма Баомин (Защищающий Мин) высотой 1,48 метра и весом 402 килограмма был отлит в 1572 году при правлении императора Лунцина (隆慶 Longqing) династии Мин. Надписи на колоколе перечисляют имена более сотни людей, которые сделали пожертвования на него. Среди них - вдовствующая императрица Цышэн (Cisheng). Еще одна надпись на колоколе говорит : "Колокол подарен Храму Баомин по императорскому приказу". Почему такая честь?

Фото. Колокол Храма Баомин (второй)

Колокол Храма Баомин (второй)

Этот колокол был отлит в честь монахини Лу Храма Баомин. Во времена династии Мин император Инцзун (英宗 Yingzong) решил лично повести войска против хана Эсэна, лидера Ойратов за пределами Великой Стены. Монахиня Лу встретилась с императором, умоляя его не идти в этот поход, так как исход его будет не благоприятным. Император был в ярости : женщина не понимала текущей ситуации и подрывала моральный дух его армии. Он приказал своей охране забить ее до смерти.

Все случилось, как и предсказала монахиня : императора захватили в плен. Он был полон сожаления и часто видел монахиню Лу в своих снах. Позже хан Эсэн отпустил императора в Пекин, и когда тот вернулся к управлению государством, он вспомнил монахиню и поразился ее мужеству : она не побоялась отговорить императора от той военной экспедиции, не смотря на угрозу своей жизни. Император издал указ, посмертно даровав Лу титул Крестной Матери. Также в ее честь был построен Храм Баомин, для которого и был отлит этот колокол.

Но не все колокола отливались в честь замечательных людей, есть и обратные примеры. Например, Колокол Вэй Чжунсяня (Wei Zhongxian). Вэй Чжунсянь был евнухом при правлении императора Чжу Юцзяо (朱由校 Zhu Youxiao) династии Мин и служил в Восточном Отделе (императорская секретная полиция). Создав целую клику из таких же евнухов, он преследовал неугодных ему людей.

Фото. Колокола династии Мин и Цин в Башне Писаний

Колокола династии Мин и Цин в Башне Писаний

На этом колоколе есть надпись : "Долгой жизни императору! Долгой, долгой жизни для него!" Не удивительно, ведь император Чжу Юцзяо был подстать своему подчиненному и даже хуже : согласно историческим записям он "узурпировал власть, разворовал государственную казну, фабриковал дела против неугодных и не брезговал убийствами..."

И вот однажды некий студент по имени Лу Ваньлин (Lu Wanling) подал прошение императору о том, чтобы за Императорской Академией построили Мемориальный Храм Вэй Чжунсяня, дабы ежегодно приносить ему жертвы, как самому Конфуцию. И что вы думаете, император одобрил эти планы, храм был построен, а колокол в честь Вэй Чжунсяня отлит.

Но император Чжу Юцзяо был убит Чунчжэнем (崇禎 Chongzhen), последним императором династии Мин, который и занял его место. А Лу Ваньлиня через пол-года сослали в провинцию с запретом появляться в столице. Через некоторое время он повесился. Что стало с храмом Вэй Чжунсяня, не известно, ну а колокол, отлитый в честь этого евнуха, и сейчас можно увидеть в музее Храма Большого Колокола.

ЗАЛ : ЛИТЬЕ КОЛОКОЛОВ

Прежде, чем перейти к главной достопримечательности Храма Большого Колокола - Юнлэ, пройдем в выставочный зал, где рассказывается о процессе литья колоколов (Bell Casting Pavilion). Это правый (восточный) зал во дворе между Залом Авалокитешвара и Башней Писаний.

Фото. Экспозиция о литье колоколов

Экспозиция о литье колоколов

Древние китайские колокола главным образом были сделаны из бронзы. Китай имеет долгую историю литейного дела, а китайские литейщики отличаются превосходным мастерством. На выставке в этом зале представлены картины и модели, демонстрирующие процесс литья колоколов.

После осмотра этой экспозиции перейдем в самый северный зал храма - Зал Большого Колокола.

КОЛОКОЛ ЮНЛЭ

Колокол Юнлэ был отлит при правлении императора Юнлэ (永樂 Yongle) династии Мин в начале пятнадцатого столетия. Когда император переносил столицу в Пекин, он начал три больших строительных проекта : Запретный Город, Храм Неба и Колокол Юнлэ. В чем же причина создания этого колокола?

В соответствии с законом, установленным в Подлинных Записях Тайцзу (Veritable Records of Taizu), большой колокол мог быть отлит только в честь того, кто совершал достойные дела. Естественно, это относилось и к императору. Также этот колокол считался покровителем города, когда император перенес столицу в Пекин.

Фото. Колокол Юнлэ

Колокол Юнлэ

Но в те времена был и еще один аргумент за отливку этого колокола. В своей "Оде Большому Колоколу Храма Пробуждения" поэт династии Цин Шэнь Дэцянь (Shen Deqian) писал:

  • огромное войско двигалось на юг словно черви
  • многие были хладнокровно убиты
  • верные чиновники были гонимы
  • вся надежда на могучего Будду, чтобы убрать черную карму
  • колокол звучит сквозь ворота Небес...

Поэт обвинял императора Юнлэ в убийствах невинных людей, захвате трона и указывал на то, что император приказал отлить Большой Колокол, дабы "убрать черную карму".

Не важно, какой аргумент был решающим. Главное, что император Юнлэ оставил нам настоящее сокровище. Прошли столетия, исчезли императоры, а Большой Колокол до сих пор поражает своим величием. Интересно, что колокол до сих пор хранит несколько тайн. Например, так точно и неизвестно, когда и где его отлили.

Касательно времени, когда Большой Колокол был отлит, есть много разных мнений, вплоть до таких, что он был изготовлен уже после смерти императора Юнлэ. Ученые музея Храма Большого Колокола провели большую работу : изучали документы в архивах, анализировали тексты, отлитые на самом колоколе, на предмет возможности их появления в то или иное время, рассчитывали продолжительность самого технологического процесса литья. Все это позволило заключить, что вероятнее всего колокол был отлит на восемнадцатом году правления императора Юнлэ в 1420 году.

Фото. Сад Девяти Колокольных Павильонов

Сад Девяти Колокольных Павильонов

Та же ситуация и с определением места изготовления колокола. В соответствии с Подробной Антологией Тяньфу (Extensive Anthologies of Tianfu) Колокол Юнлэ был отлит в Хранилище Сутры на Языке Хань (Han Language Sutra Depot) - рядом с воротами Дэшэнмэнь (это север района Шичахай). Но проведенные поиски в 1980 году не дали прямых результатов - не было найдено никаких следов литейного производства. Последующие исследования показали, что колокол был отлит в другом месте (где именно, не известно до сих пор), а в Хранилище Сутры он был перевезен, потому что это хранилище принадлежало буддистскому отделу при Дворцовой Сокровищнице (Palace Treasure).

При правлении императора Ваньли (萬曆 Wanli) династии Мин Сутры на Языке Хань были перенесены в Храм Долголетия, соответственно туда перенесли и Большой Колокол. Окончательно свое место в Храме Пробуждения Колокол Юнлэ занял в 1743 году при правлении императора Цяньлуна династии Цин.

Во времена правления императора Юнлэ колокола отливались повсеместно, чтобы служить в буддистских и даосских храмах, а также отбивать точное время в городах. Сейчас в Пекине сохранились три колокола массой более 20 тонн, отлитых при императоре Юнлэ. Один, железный, весом более 20 тонн, находится здесь же, в Храме Большого Колокола в Саду Девяти Колокольных Павильонов. Второй колокол сделан из бронзы и весит 63 тонны. Его и сейчас можно увидеть в Башне Колокола в районе Шичахай. Эти колокола служили для отбития времени.

Фото. Колокол Цяньлуна

Колокол Цяньлуна

Но в отличие от этих двух колоколов, которые не имеют никаких надписей, за исключением года отливки, Колокол Юнлэ весь покрыт иероглифами - их более 230 тысяч. Большая часть этих надписей - это сутры и заклинания на языке хань и санскрите. Наиболее выдающиеся из них : Сутра Имена Будды, Бхагавата (Bhagavata), Татхагата (Tathagata), Бодхисаттва (Bodhisattva) и другие, собранные по приказу императора Юнлэ.

Характер использования колокола был четко определен. Так в своей работе с длинным названием "Императорское Представление Небесных Наград и Кар в Буддистских Мелодиях и Сутре Имен" (Imperial Introduction of Heavenly Reward and Retribution to the Melodies of Buddhism and the Sutra of Names), написанной в 1420 году, император Юнлэ пишет:

  • если постоянно повторять имена Татхагата и других, то можно избежать наказаний и несчастий;
  • если восхвалять имя Будды, то благодать будет огромной;
  • если восхвалять тысячу и одно имя Будды и Бодхисаттв, то награда будет просто безмерной.

Как феодальный император, Юнлэ верил в буддизм и в то, что при ударе в Большой Колокол каждый иероглиф и каждая сутра, отлитая на нем, разносятся вокруг на многие километры.

САД ДЕВЯТИ КОЛОКОЛЬНЫХ ПАВИЛЬОНОВ

Колокол Юнлэ хранит еще много интересных историй, но нам пора идти дальше, к последнему пункту экскурсии - Саду Девяти Колокольных Павильонов (Nine Bell Pavilions Garden). Это современное добавление к музею находится справа (на востоке) от Башни Большого Колокола.

Фото. Сад Девяти Колокольных Павильонов

Сад Девяти Колокольных Павильонов

Здесь на площади 2200 квадратных метров расположены девять павильонов, в каждом из которых стоит по одному колоколу. Также во дворе вы увидите 32 стойки для хранения других колоколов. Число 32 символизирует 32 провинции, района и региона современного Китая, а число 9 - девять цзючжоу (регионов, из которых состоял Китай в недалеком прошлом перед объединением).

Сам сад был построен на пожертвования мистера Юй Юэня (Yu Yuen), настоящего патриота из Гонконга. Проект был закончен в 1994 году. Сейчас этот сад постоянно пополняется новыми экспонатами и подарками из китайских провинций.

На этом экскурсия по Храму Большого Колокола закончена. Как говорилось выше, рядом с Главными Воротами находятся сувенирные лавки, где можно купить миниатюрные наборы колоколов.

ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ GPS

Все точки даны в WGS 84:
  1. Станция метро "Dazhongsi" 13-ой линии - 39°57,917'N, 116°20,339'E
  2. Храм Большого Колокола - 39°58,003'N, 116°19,914'E