Храм Большого Колокола![]() Музей Храма Большого Колокола (大钟寺 - Дачжунсы - Dazhongsi - Big Bell Temple), основанный в 1985 году, расположен в северо-западной части города. Он занимает площадь около 5500 квадратных метров, из которых 3000 отведены под экспозиции. В музее представлены более 700 экспонатов. ИСТОРИЯ ХРАМАПрежде всего надо сказать, что настоящее название этого места - Храм Пробуждения (觉生寺 - Цзюэшэнсы - Jueshengsi - Temple of Awakening). Он был построен в северо-западном пригороде Пекина в 1733 году при правлении императора Юнчжэня (雍正 Yongzheng) династии Цин. В то время здесь стояла деревня Цзэнцзячжуан (Zengjiazhuang) недалеко от Прямых Западных Ворот (Straight West Gate) стены вокруг Пекина. Тогда это было тихое место, окруженное соснами и кипарисами, что очень подходило для последователей буддизма. Как говорилось выше, храм был построен по указу императора Юнчжэня. Сейчас над главными воротами можно увидеть горизонтальную каменную табличку в обрамлении узоров из драконов, парящих над водой в облаках. На табличке - иероглифы, написанные самим императором. Они означают : "Храм Пробуждения построен по императорскому указу". ![]() Табличка императора на Главных Воротах Храм расположен вдоль оси север-юг. Главные строения храма : Защитная Стена, Главные Ворота, Башня Колокола и Барабанная Башня, Ворота Небесных Королей, Зал Махавира, Зал Авалокитешвара и Башня Писаний. Все они с востока и запада окружены боковыми залами. БОЛЬШОЙ КОЛОКОЛ ЮНЛЭПрактически сразу после завершения строительства Храма Пробуждения принц Чжуан (Zhuang) и другие приближенные императора Юнчжэня стали убеждать его перевезти огромный Колокол Юнлэ (Yongle Bell) из Храма Долголетия (Wanshousi) в Храм Пробуждения. В архивах от четвертого месяца одиннадцатого года правления императора Юнчжэня можно найти такую запись: "Шестнадцатого дня этого месяца Принц Чжуан и другие министры представили императору послание : Касательно перемещения колокола из Храма Долголетия. Вице-председатель Бюро Гуань Чжинин (Guan Zhining) и секретарь Бюро Хун Вэньлань (Hong Wenlan) считали, что расположение Храма Пробуждения на севере столицы юго-восточней Сада Совершенства и Чистоты, а также то, что колокол отлит из металла, делает этот храм наилучшим местом для него. Если же колокол перенести на юго-восток столицы, то он будет располагаться на направлении Таньлан Мусин (Tanlang Muxing - это можно перевести как Звезда Дерева), а значит металл и дерево будут подавлять друг друга, что делает эту часть столицы неподходящим местом. ![]() Колокол Юнлэ Кроме того, Храм Пробуждения имеет пять залов, последний из которых связан с элементом Земля. Поэтому, если за ним построить еще один зал, то он будет символизировать взаимную связь Металла и Земли. Этот новый зал будет наиболее благоприятным местом для размещения колокола. Если Ваше Величество позволит, мы вместе с Су Хэней (Su Hena), представим вам чертежи нового зала для колокола. Император одобрил эти планы." После полученного императорского одобрения началась реализация колоссального проекта строительства зала для колокола и его перевозки из Храма Долголетия. Проект был завершен десять лет спустя в 1743 году уже при правлении императора Цяньлуна (乾隆 Qianlong). Новый павильон для Большого Колокола стал ключевым строением в архитектурном ансамбле Храма Пробуждения. Зал стоит на огромном каменном основании и состоит из квадратной нижней части и круглой верхней, что символизировало : Земля - квадратная, Небеса - круглые. Внутри все расписано драконами. ![]() Колокол в Саду Девяти Колокольных Павильонов После того, как Колокол Юнлэ перенесли в Храм Пробуждения, он стал важным музыкальным инструментом в буддистских службах храма. Его звук разносился по округе, сопровождаемый молитвами монахов. Он стал так знаменит, что Храм Пробуждения стали называть Храмом Большого Колокола. По прошествии времени это название практически вытеснило оригинальное. Высота колокола 675 сантиметров, внешний диаметр 330 сантиметров, масса 46,5 тонны. И эта махина висит на деревянных балках вот уже сотни лет. Это говорит о мастерстве и умении древних строителей. Для того, чтобы удержать этот тяжелый колокол, деревянные балки были уложены в три слоя, перекрывая друг друга, так, чтобы вес, который несет главная балка, был распределен среди 10 других. Вся конструкция стоит на 8 колоннах, которые держат не только постоянную нагрузку от веса колокола, но и переменную во время землетрясений. Внимательный посетитель заметит, что эти колонны имеют уклон в сторону колокола. Такой прием, называемый в традиционной китайской архитектуре "боковым углом", позволял сопротивляться любым встряскам и предотвращал расхождение замков с шипами. В 1976 году, когда землетрясение в Таншане дошло и до Пекина, служащие храма обнаружили только небольшой зазор между шипом и пазом, появившимся в северо-восточном углу балок колокола. ![]() Резонансный камень под Колоколом Юнлэ Поэма, написанная при династии Цин, замечает :
Эти строки о резонирующем каменном углублении, установленном под колоколом. Форма резонатора - октагон, его высота - 70 сантиметров, диаметр - четыре метра, а расстояние от колокола - один метр. Благодаря ему, когда били в Колокол Юнлэ, звон был слышен на расстоянии 50 километров от храма. МОЛИТВЫ О ДОЖДЕВ начальный период династии Цин в случае продолжительной засухи император должен был лично молиться о дожде в одном из трех мест : Круглый Алтарь Храма Неба, Озеро Черного Дракона и Великий и Высокий Зал. В 1787 году при правлении императора Цяньлуна (乾隆 Qianlong) Храм Большого Колокола стал еще одним местом, где молились о дожде. Перед началом этого ритуала в Храме Большого Колокола возводилась терраса с лестницами с каждой стороны. Ширина террасы - 5,23 метра, длина - 4,57 метра, а высота - 33 сантиметра. На террасу ставили навес высотой 3,3 метра и площадью 6 квадратных метров. С каждой из четырех сторон в навесе были ворота, прикрытые тканевыми пологами. ![]() Колокол в Башне Писаний Император Цяньлун и большинство его приемников лично приходили в Храм Большого Колокола, чтобы приносить жертвы и молиться о дожде. Такие молитвы могли длиться несколько дней или даже десятки дней, и императору было трудно стоять здесь все время, поэтому принцы и близкие императора меняли его по очереди. Во время таких важных событий монахи храма повторяли буддистские молитвы под звуки барабанов и колоколов. ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИВремя шло, постепенно храм стали открывать и для народа. На храмовые праздники начали приглашать простых людей, особенно во время Храмовой Ярмарки, которая длилась с 1-го по 15-ое января. Во время этого праздника монахи, народ и торговцы стекались в храм со всего города, чтобы услышать звон Колокола Юнлэ. Ярмарка Храма Большого Колокола стала одной из самых знаменитых в Пекине. Будучи важным буддистским сооружением, Храм Большого Колокола привлекал множество верующих. Во время храмовых праздников большое количество паломников приходили сюда из далека. Одной из традиций храма стало бросание монет через колокол. Дело в том, что на самом верху Колокола Юнлэ, около его проушины, есть отверстие. Люди верили, что если попасть в него, то тебя ждет мир и удача в следующем году. При этом чем больше монет попадет в отверстие, тем больше будет удачи. ![]() Колокола в Башне Писаний Исторические записи утверждают, что однажды за 15 дней первого лунного месяца резонирующее каменное углубление под колоколом было заполнено медными монетами наполовину. Их пришлось собирать в несколько мешков, а собранных денег хватило на пропитание монахов храма в течении года. Хотя сейчас Храм Большого Колокола - это музей, и монахов здесь нет, многие китайские туристы пытаются попасть в "счастливое" отверстие Большого Колокола. По этому поводу даже была написана поэма:
Монахи в Храме Большого Колокола били в Колокол Юнлэ в канун нового года. Буддисты строго следовали правилу бить в него 108 раз, так как считалось, что год состоит из 12 месяцев, 24 солнечных периодов ци и 72 хоу (период в пять дней), в сумме 108. Есть и другая версия, которая говорит о том, что у человека может быть 108 проблем, о чем поется в Гимне Колокола: "Проблемы исчезают, когда звук колокола разносится вокруг". ![]() Павильон Иностранных Колоколов Причем удары должны следовать в определенном порядке : 7 быстрых ударов, 8 медленных и 20 мягких. Эта последовательность повторялась три раза и замыкалась тремя мощными ударами, что в сумме давало те же 108 ударов. Кстати подобную систему можно найти и при бое в Башне Колокола в районе Шичахай. УПАДОК И ВОЗРОЖДЕНИЕХрам Большого Колокола играл важную роль в истории Китая на протяжении столетий, но со времени падения династии Цин многое изменилось, хотя в Период Республики он все еще функционировал как храм. С 1950 по 1970 года территорию храма занимал Пекинский Пищевой Комбинат №2. Большинство древних построек занимали производственные мощности, но к счастью зал с Колоколом Юнлэ остался нетронутым. В феврале 1980 года Пекинский Муниципалитет одобрил план восстановления храма, для чего был основан Отдел по Сохранению Храма Большого Колокола (Big Bell Temple Cultural Relics Preservation Office). Пищевой комбинат перенесли в другое место, а древние постройки были отремонтированы к ноябрю 1984 года. Пятого октября 1985 года была проведена церемония открытия музея, а в 1986 году он попал в список культурных ценностей под защитой государства. Сейчас здесь собрана коллекция колоколов в несколько сотен предметов самых разных периодов истории Китая. ![]() Сад Девяти Колокольных Павильонов Кроме экспозиции колоколов в музее постоянно проходят передвижные выставки каллиграфии, рисунка и поделок. Ну а самым интересным событием в храме является Новый Год. Музей украшают красными фонарями и цветными огнями, артисты исполняют танцы львов и драконов, а вокруг разливается звон колоколов и музыкальных камней. В это время в храм приходят десятки тысяч людей, чтобы посмотреть выступления, а главное, услышать бой знаменитого Колокола Юнлэ. Теперь перейдем к небольшой экскурсии по музею в Храме Большого Колокола. ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ GPSВсе точки даны в WGS 84:
|