Версия для печати

Парк Бадачу 八大处

Фото. Паломник перед входом в парк

ПАРК БАДАЧУ

Бадачу, что можно перевести, как Восемь Великих Мест (Badachu - Eight Great Sites) - знаменитая достопримечательность к югу от Западных Холмов (Western Hills) Пекина. Этот парк, занимающий площадь 300 гектаров, окружают три холма : Цуйвэй (翠微山 - Cuiweishan), Пинпо (平坡山 - Pingposhan) и Луши (卢师山 - Lushishan), а его наивысшая точка достигает 464 метра над уровнем моря.

Свое название парк получил благодаря восьми буддистским храмам и монастырям, в дополнение к которым здесь еще есть 20 живописных природным мест. Древние китайские поэты, отдавая дань Бадачу, сравнивали его три холма с великолепным дворцом, его восемь храмов и монастырей с сокровищами в этом дворце, а 20 пейзажей с красивым садом вокруг. Они верили, что своим природным очарованием Бадачу превосходит все другое вокруг Западного Холма, включая знаменитые Ароматные Холмы.

Бадачу имеет умеренный климат, прохладный летом и теплый зимой. На его плодородной земле растет большое разнообразие деревьев (около 80 видов) общим количеством более 400000. Среди них - 590 древних деревьев 18 видов. Некоторые деревья имеют возраст более 600 лет, например : столетние сосны в Храме Вечного Спокойствия, гинкго двулопастный в Храме Великой Печали, магнолия в Храме Благоухающих Пределов и фисташка китайская в Храме Чжэнгосы. Осенью ярко красные листья 140000 деревьев хелиции кохинхинской, а также скумпии, сумаха и клена дарят каждому посетителю настоящий праздник для глаз.

Фото. Храм Драгоценной Жемчужины

Храм Драгоценной Жемчужины

Благодаря красивым пейзажам и удобному расположению (всего 17 километров от центра Пекина) Парк Бадачу - первый выбор для любителей пешего туризма и красивых видов с вершин холмов. В парке проходят множество мероприятий. Например в апреле Фестиваль Китайского Сада и Чайной Культуры (Badachu Chinese Garden & Tea Culture Festival), а во время Фестиваля Чунян (Chongyang Festival) - Ярмарка Альпинизма (Badachu Mounting-climbing Fair). Также в октябре здесь проводится Фестиваль Китайского Календаря (Chinese Calendar Festival). Все это привлекает множество местных и иностранных туристов.

Всего в парке восемь бывших буддистских храмов и монастырей. Это Храм Вечного Спокойствия, Храм Небесного Огня, Монастырь Трех Холмов, Храм Великой Печали, Монастырь Источника Дракона, Храм Благоухающих Пределов, Пещера Драгоценной Жемчужины и Храм Чжэнгосы. Посетители могут ходить от одного храма к другому, наслаждаясь красотой пейзажа и восхищаясь древними деревьями. Также можно воспользоваться канатной дорогой.

Теперь о маршруте по Парку Бадачу. Есть несколько вариантов. Первый, самый логичный, это подниматься пешком от одного храма к другому, оставив Храм Чжэнгосы напоследок (он стоит в стороне от всех храмов). Все остальные варианты связаны с наличием канатной дороги, например можно подняться на ней до Пещеры Драгоценной Жемчужины, а затем пешком спускаться вниз. Имеется и экстремальный вариант : вообще не возвращаться, а перейти по долине к Парку Ароматных Холмов (его хорошо видно с вершины холма у Пещеры Драгоценной Жемчужины). Описание Бадачу ниже будет соответствовать первому варианту.

Фото. Пагода Зуба Будды

Пагода Зуба Будды

Для ориентирования на местности при каждом описании идут мини-карты. Эти мини-карты интерактивные, то есть вы можете кликнуть мышкой по другим местам парка на карте и сразу перейти к их описанию. Мини-карты можно увеличить, кликнув по соответствующей пиктограмме, или перейти к печатному варианту карты Бадачу.

Небольшое замечание по поводу названий. Я не знаю китайского языка, поэтому мой перевод на русский основывается на английском переводе. Но английский перевод китайских названий одних и тех же мест часто не совпадает в разных путеводителях. Я старался брать названия с табличек непосредственно у достопримечательностей. Кроме того в этой статье встречается много терминов и имен из Буддизма и Индуизма. Чтобы не запутаться, в рамочках будет идти краткое описание такого термина или дана ссылка на его описание на других страничках этого сайта и сайта о Лояне. Пояснения в основном взяты из Википедии.

В начало

ХРАМ ВЕЧНОГО СПОКОЙСТВИЯ

Первый место среди Восьми Великих - это Храм Вечного Спокойствия (Чананьсы - Chang' ansi - Temple of Eternal Peace), который расположен на равнине у подножья холма Цуйвэй. Фактически храм находится вне парка, то есть до билетных касс. Ворота в него стоят точно напротив автобусной остановки. К сожалению, на момент посещения автором Бадачу храм был закрыт, и если вам все же захочется на него посмотреть хотя бы со стороны (из-за красной стены его не видно), то воспользуйтесь первой калиткой справа от этой стены.

Фото. Закрытые ворота в Храм Вечного Спокойствия

Закрытые ворота в Храм Вечного Спокойствия

Сам храм был построен в 1504 году при правлении династии Мин, а в 1671 году при династии Цин прошел большой ремонт. Храм состоит из двух дворов, в первом из которых стоит Зал Шакьямуни (Sakyamnuni Hall). В этом зале находится бронзовая статуя Гуань Ю, героя периода Трех Царств, которому после стали поклоняться, как Богу Войны. В южном углу крытого коридора в задней части этого зала находится бронзовый колокол, отлитый в 1600 году по императорскому приказу, а перед самим залом стоит колокол в виде урны, являющийся частью буддистских ритуалов, который датируется периодом династии Мин.



Шакьямуни (Sakyamuni, дословно "Пробуждённый мудрец из рода Шакьев или Сакьев") - духовный учитель, легендарный основатель Буддизма.

Получив при рождении имя Сиддхаттха Готама (пали) / Сиддхартха Гаутама (санскрит) ("потомок Готамы, успешный в достижении целей"), он позже стал именоваться Буддой (буквально "Пробудившимся") и даже Верховным Буддой (Sammasambuddha). Его также называют: Татхагата, Бхагаван, Сугата (Правильно идущий), Джина (Победитель), Локаджьештха (Почитаемый миром).

Фото. Статуя Шакьямуни в Монастыре Трех Холмов


Шакьямуни является ключевой фигурой в Буддизме. Рассказы о его жизни, его изречения, диалоги с учениками и монастырские заветы были обобщены его последователям после его смерти и легли в основу буддийского канона - "Трипитаки". Также Будда является персонажем многих дхармических религий, в частности — Бона (позднего бона) и Индуизма. В Средние века в поздних индийских Пуранах (например, в Бхагавата-пуране) он был включён в число аватар Вишну вместо Баларамы.

День рождения Будды Шакьямуни является национальным праздником Республики Калмыкия.

Во втором дворе храма находится Зал Няннян (娘娘庙 - Niangniang Hall), посвященный Богине Плодородия, а на заднем дворе можно увидеть две белых сосны, известные, как Сосны Когтя Дракона - 白皮龙爪松. Считается, что они растут еще с династии Юань.

Пройдя 300 метров на север от ворот Храма Вечного Спокойствия, вы окажетесь у билетных касс парка и главного входа в него. Через 130 метров на север от касс вы дойдете до развилка. Путь прямо ведет к канатной дороге и Храму Чжэнгосы, ну а наш маршрут продолжится налево к Храму Небесного Огня по длинному подъему со "следами" ступней Будды на нем.

В начало

ХРАМ НЕБЕСНОГО ОГНЯ

Храм Небесного Огня (Лингуансы - Lingguangsi - Temple of Divine Light) расположен на склоне холма Цуйвэй. Он был построен еще во времена династии Тан (в период с 766 по 779 годы) и назывался Храм Источника Дракона (龙泉庵 - Лунцюаньань - Longquan'an - Dragon Spring Temple). Затем, в 1162 году, он сменил название на Храм Горы Пробуждения (觉山寺 - Цзяошаньсы - Jiaoshansi - Mountain of Awakening Temple). В 1428 году при династии Мин он был отремонтирован, получив свое старое название, и, наконец, в 1478 году его назвали Храмом Небесного Огня.

Фото. Барельеф Будда во время медитации

Барельеф Будда во время медитации

Единственный элемент от старого храма, дошедший до наших времен, это пруд с рыбками, расположенный позади залов у основания небольшой скалы. Местные говорят, что это потомки тех мальков, которых запустили в пруд еще до 1851 года. К западу от этого пруда находится маленький Павильон Сердца Воды (Water' s Heart Pavilion), где бьет ключ с чистой прохладной водой.

Храм Небесного Огня изначально состоял из большого числа построек, стел и статуй, но в 1900 году при оккупации Пекина силами Альянса Восьми Государств все было разрушено. Одной из замечательных построек этого храма была Пагода Развлекающихся Бессмертных (招仙塔 - Чжаосяньта - Zhaoxianta - Pagoda for Entertaining Immortals), построенная в августе 1071 года в память о матери Елу Жэньсяня (Yelu Renxian), премьер-министра при дворе династии Ляо.

Пагода представляла из себя 13-этажную постройку восьми-угольной формы, окруженную 16 нишами с железными лампадами. На каждом ее кирпиче было вырезано искусное изображение Будды, от чего она получила второе название : Пагода Тысячи Будд (Thousand Buddha Pagoda). Когда в 1900 году интервенты вошли в Пекин, боксеры устроили командный центр в храме, поэтому по нему был открыт огонь, разрушивший большинство построек. От пагоды осталось только основание, которое сейчас можно увидеть к востоку от пруда с рыбками.

Фото. В Храме Небесного Огня

В Храме Небесного Огня

Пагода Развлекающихся Бессмертных имеет важное значение в истории Буддизма в Китае. Как известно, после кремации Будды все, что осталось в прахе, было четыре зуба, один из которых был привезен в Китай в 11 веке. В исторических хрониках династии Ляо есть упоминание, что император Даоцзун (道宗 - Daozong) поместил этот зуб в одну из пагод в Бадачу. Уже после разрушения пагоды в 1900 году монахи, осматривая ее руины, нашли каменный сундук, содержащий ящик из сандалового дерева, в котором обнаружился зуб Будды. Это определили по словам, которые в 855 году еще за 108 лет до строительства пагоды в 963 году монах Шань Хуэй (Shan Hui) вырезал на сундуке : "Сокровище внутри - Зуб Шакьямуни, 23 апреля, 7-го года Тяньхуэй", а также несколько буддистских заклинаний на санскрите. Этот зуб оставался в храме до 1955 года, пока не был перенесен в Храм Великого Милосердия (广济寺 - Гуанцзисы - Guangjisi - Great Charity Temple) по решению Китайской Буддистской Ассоциации (Chinese Buddhist Association) и помещен там в Зал Буддистских Реликвий (Hall of Buddhist Relics).

В период с 1958 по 1964 года в храме по решению Народного Правительства была построена новая 13-этажная пагода высотой 51 метр. Зуб Будды был перенесен в новую пагоду, от чего она получила название Пагода Зуба Будды (佛牙舎利塔 - Buddha Tooth Relic Pagoda). Кроме того, целый ряд старых монастырских построек к северу от пруда были восстановлены, также был построен центр для посетителей. К северо-востоку находится Зал Махавира (Mahavira Hall), который был построен в 1920 году, но не является частью старого храма. Перед ним можно увидеть две каменные стелы времен династии Мин.

Фото. Пагода Зуба Будды

Пагода Зуба Будды

Обратите внимание на старые деревья у основания старой пагоды - это китайские каштаны. Их садили в храмах, так как во время цветения летом их цветы похожи на маленькие белые пагоды, а узор на семенах напоминал изображение Будды. Также здесь находится магазин буддистской литературы Гуйлай (Guilai Bookstore) и магазин буддистских принадлежностей Путиюань (Putiyuan Store).

Если вы поднимитесь за Пагоду Зуба Будды, то увидите великолепную каменную картину "Будда во время медитации". Эту копию оригинального барельефа в Анурадхапура (Anuradhapura), Шри Ланка, подарил храму президент этой страны Махинда Раджапакса (Mahinda Rajapaksa) 27 февраля 2007 года в честь 50-летия дипломатических отношений между Китаем и Шри Ланка.

Покинув Храм Небесного Огня, продолжим наш путь на север к Монастырю Трех Холмов. По дороге к нему вы увидите еще одну стену с барельефными картинами на ней. В этой стене есть ворота, ведущие во двор, где можно увидеть Пагоду - Сокровищницу.

В  начало

МОНАСТЫРЬ ТРЕХ ХОЛМОВ

Монастырь Трех Холмов (Саньшаньань - Sanshan' an - Three-Hill Nunnery) получил свое название благодаря расположению между холмами Цуйвэй, Пинпо и Луши. Точной даты его строительства нет (предполагается 1151 год), но при правлении императора Цяньлуна он прошел большой ремонт. Хотя монастырь и небольшой и состоит всего из одного двора, но он очень изящный.

Фото. Камень Воды и Облаков

Камень Воды и Облаков

Главный зал монастыря - Зал Дасюн (大雄殿 - Дасюньдянь - Daxiongdian - Hall of Great Hero), что можно перевести, как Зал Великого Героя. Над его дверьми висит табличка с надписью Большой Мир (Big World), а у основания лежит мраморная плита, прожилки которой образуют очаровательный пейзаж. Когда вода попадает на мрамор, на плите появляются изображения водопадов, людей, животных и облаков. От сюда и название камня - Камень Воды и Облаков (水云石 - Шуйюньши - Shuiyunshi - Water and Cloud Stone). Правда сейчас эта плита закрыта стеклом.

В главном зале монастыря находятся статуи Шакьямуни и двух его последователей : Кашьяпы и Ананда. К сожалению, оригинальные скульптуры были уничтожены во время Культурной Революции, и сейчас здесь стоят их копии. К востоку от главного зала расположен маленький павильон, на котором можно прочитать табличку : "Холм Цуйвэй - это часть картины". С него открывается вид на холмы, покрытые соснами и кипарисами. Строки на задней двери Восточного Зала были написаны знаменитым каллиграфом Чу Туньанем (Chu Tunan).



Кашьяпа (Kasyapa) - в ведийской и индуистской мифологии божественный мудрец (риши), автор нескольких гимнов "Ригведы". В тексте "Шатапатха-брахманы" Кашьяпа отождествлён с черепахой, образ которой принял Праджапати при сотворении мира, и соответственно всё живое считается его потомством. "Махабхарата" и более поздние источники сообщают о женитьбе Кашьяпы на 13 (иногда 8, 10 или 21) дочерях Дакши. Именно от этого брака, по преданиям, произошли все живые существа.

Далее поднимемся на северо-запад к Храму Великой Печали.

В начало

ХРАМ ВЕЛИКОЙ ПЕЧАЛИ

Храм Великой Печали (Дабэйсы - Dabeisi - Temple of Great Mercy), также расположенный на склоне горы Пинпо, был построен во времена династии Юань. Свое название он получил в 1712 году, а в 1975 году прошел большой ремонт. Три главных зала этого храма датируются разными периодами династии Мин. Входом в храм является Зал Небесных Королей (天王殿 - Тяньвандянь - Tianwandian - Heavenly Kings Hall), над воротами которого висит табличка с названием храма, написанным императором Канси (康熙 Kangxi). В этом зале стоят статуи четырех небесных королей, а также Будды Майтреи и генерала Сканда.

Фото. В Зале Небесных Королей

В Зале Небесных Королей

Во дворах храма можно увидеть редкий вид бамбука, который остается зеленым на протяжении всей зимы (его здесь начали выращивать еще во времена династии Мин), а также бансай в горшках, ароматные насаждения и декоративные горки. Кроме того, на заднем дворе растут два больших дерева гинкго, возраст которых более 800 лет.

Самый главный зал храма - Зал Великого Героя (大雄殿 - Дасюньдянь - Daxiongdian - Hall of Great Hero), на крыше которого можно увидеть двух драконов, играющих с огненным шаром. В этом зале находятся статуи Трех Будд (Trikala Buddhas), но главной его достопримечательностью являются статуи 18 архатов. Статуи в этом зале исполнены очень искусно, они словно живые : выражение лиц архатов отличаются, как-будто у каждого из них разное понимание учения Шакьямуни.



Архат (Arhat, букв. "достойный") - в буддизме — человек, достигший полного освобождения от клеш и вышедший из "колеса перерождений", но не обладающий всевидением Будды.

Фото. Статуи Архатов


На пути к архатству человек сначала должен стать сротапанной - "вступившим в поток", после чего он уже никогда не деградирует до состояния "обычного человека". Следующий уровень - сакридагамин ("возвращающийся лишь единожды") - ставший сакридагамином родится ещё только один раз. Затем - анагамин (невозвращающийся) - он не вернётся в мир желаний - камалоку, но ещё может родиться в высших божественных мирах - рупалоке и арупалоке. Становясь из анагамина архатом, человек достигает нирваны только для самого себя и не стремится ни к чему другому. Согласно воззрению махаяны, Будды побуждают архатов выйти из эгоистической "нирваны для себя" и вступить на путь бодхисаттвы.

Это произведение искусства было сделано знаменитым скульптором династии Юань Лю Юанем (刘元之 - Liu Yuan), чьи работы очень ценились современниками : например, в благодарность за его заслуги, император женил на нем двух служанок из императорского дворца и назначил его Великим Ученым при императорском дворе, что в то время было большой честью. Сами статуи сделаны из мягкого песка и истертого в порошок сандалового дерева. Поэтому даже сегодня, несмотря на прошедшие 700 лет, можно почувствовать тонкий аромат, если подойти достаточно близко (правда сейчас это сделать трудно, так как они закрыты стеклом).

Фото. Зал Великого Героя

Зал Великого Героя

Следующее строение храма - Зал Авалокитешвара (观音殿 - Гуаньиньдянь - Guanyindian), который был построен в 1550 году. Над входом в него можно увидеть табличку, слова на которой можно буквально перевести, как Место Происхождения Печали (悲源海 - Origin of Mercy). В центре зала находится статуя Авалокитешвара или, как ее называют китайцы, Гуаньинь. Она смотрит вниз на людей нашего мира с великой печалью и состраданием, ведь ее считают самой заботливой из всех Будд. Гуаньинь может принимать 33 обличья и спасти людей от 72 бед. Буддисты верят, что попав в беду, нужно прошептать ее имя, и Гуаньинь немедленно придет на помощь.



Авалокитешвара (Avalokitesvara, "Владыка взирающий") - бодхисаттва, воплощение бесконечного сострадания всех Будд. Атрибут - веер из хвоста павлина. Другие его санскритские эпитеты - Падмапани ("держащий лотос") и женская ипостась - Манипадма ("держащая драгоценность и лотос"). В восточноазиатском буддизме бодхисаттва Авалокитешвара ассоциируется с женскими проявлениями под именами Гуань Инь в Китае и Каннон в Японии, которые являются одними из самых почитаемых представителей буддийского пантеона. Далай-лама считается воплощением Авалокитешвары и регулярно проводит инициации Авалокитешвары.

Фото. Статуя Авалокитешвара


Легенда гласит, что Авалокитешвара некогда дал монашеский обет спасти всех живых существ от пут сансары, но когда он понял, насколько трудна эта задача, голова его не выдержала и разорвалась на 11 частей. Будда Амитабха и бодхисаттва Ваджрапани, видя это, восстановили тело Авалокитешвары, придав ему новую форму с 1000 руками и 11 головами. В таком виде Великий Сострадающий стал очень силен.

Последний зал в Храме Великой Печали посвящен Богу Медицины : Зал Бога Медицины (药师殿 - Яошидянь - Yaoshidian - Medicine God Hall).

Мы же продолжим наш путь дальше.

В начало

МОНАСТЫРЬ ИСТОЧНИКА ДРАКОНА

Монастырь Источника Дракона (Лунцюаньань - Longquan'an - Dragon Spring Nunnery), расположенный к западу от Храма Великой Печали, был построен в 1672 году. Первое, что вы заметите, попав сюда - журчание воды. Это звук источника, берущего начало в скале позади второго двора, протекающего затем через первый двор, и попадающего в итоге через водоотвод в виде головы дракона в маленький пруд. Вода в этом вечно текущем ручье чистая и вкусная и никогда не замерзает зимой.

Фото. Источник Дракона

Источник Дракона

Рядом с прудом стоит Павильон Слушая Источник (Pavilion for Listening to the Spring), а позади на платформе находится Зал Короля Дракона (龙王堂 - Лунвантан - Longwangtang - Dragon King Hall) построенный в 1645 году. Его особенностью являются круглая двускатная крыша и выносное крыльцо в передней части. Строки вывешенные на дверях зала и крыльце говорят о признательности людей Королю Дракону. В зале есть несколько глиняных раскрашенных статуй : в центре с императорским достоинством сидит Король Дракон. А по краям от него - четыре генерала : Ветра, Дождя, Грома и Молнии. Эти статуи были восстановлены уже в наши дни по подобию оригинальных.

В следующем дворе монастыря (на север) интерес представляет Павильон Вэньчан (文昌阁 - Wenchang Pavilion), построенный при правлении императора Хунси (洪熙 - Hongxi) династии Мин для поклонения даосскому бессмертному Вэньчану. Павильон изначально был воротами в буддистский храм Хуэйюнь (Huiyun Temple). В 2012 году зал был восстановлен на основе исторических записей.

Фото. Источник Дракона

Источник Дракона

Сам бессмертный, которого еще называют Тундицзюнь (Tongdijun) или Вэньцюйсин (Wenquxing), в соответствии с Даосизмом приносит удачу и богатство людям, которые благословляют его, а особенно тем, кто просит успехов в учебе и карьерном росте. В одной древней китайской хронологической книге - Даосские Бессмертные Тунцзянь всех Времен (Taoist Immortals Tongjian in All Ages) - говорится, что Вэньчан управляет признаками (званиями) бессмертных на 33-уровневом небе, определяет судьбы людей, их радости и горести в мире смертных, и, наконец, отвечает за переселение душ и вообще всего, что касается преисподней.

Напротив Павильона Вэньчан находится еще один зал монастыря - Зал Будд Трех Миров (三世佛殿 - Саньшифодянь - Sanshifodian - Hall of Buddhas of Three Worlds). Здесь поклоняются Шакьямуни (он в центре), Бхайшаджьягуре, богу Восточной Чистой Земли (слева), и Амитабхе, богу Западной Чистой Земли (справа). В нескольких местах монастыря можно увидеть надписи, выполненные императором Цяньлуном (Qianlong).



Будда Амитабха (Amitabha, "безграничный свет") - самая почитаемая фигура в буддийской школе Чистой Земли. Считается, что он обладает множеством достойных качеств: поясняет универсальный закон бытия в Западном Раю и принимает под своё покровительство всех, искренне взывавших к нему, вне зависимости от их происхождения, положения или добродетелей. Догмат о милости Амитабхи к воззвавшим к нему является краеугольным камнем амидаизма. В китайской традиции он известен под именем Эмито Фо, в японской - Амида Нё.

Фото. Будда Амитабха (справа)


Предания гласят, что Амитабха был когда-то царём, который, познакомившись с буддийским учением, отрёкся от трона, стал монахом, взяв себе имя Дхармакара ("свершающий Дхарму"). Он решил стать Буддой, и обрести во владение Чистую страну или Землю Бесконечной Радости, в которой все, кто воззвал к его имени, смогут возродиться в будущей жизни. В виду этого Амитабха дал свои Сорок Восемь Обетов, в восемнадцатом и девятнадцатом из которых он обещал не достигать высочайшего просветления до тех пор, пока не поможет всем разумным существам в своем Западном Раю (Сукхавати). Обеты Амитабхи и основные принципы доктрины амидаизма изложены в Амитабха-сутре и в Сутре Бесконечной Жизни.

От Монастыря Источника Дракона наш путь лежит на север к Храму Благоухающих Пределов.

В начало

ХРАМ БЛАГОУХАЮЩИХ ПРЕДЕЛОВ

Храм Благоухающих Пределов (Сянцзесы - Xiangjiesi - Temple of Fragrant Limits) также известный, как Храм Пинпо (Pingpo Temple), это самый большой храмовый комплекс на Бадачу. В прошлом он служил летней резиденцией китайским императорам. Даже сейчас здесь можно увидеть Походный Дворец и Хранилище Манускриптов, возведенные при императоре Цяньлуне. В храме также есть множество исторических реликвий, картин и работ известных каллиграфов.

Фото. Перед Залом Юаньтун

Перед Залом Юаньтун

Точной даты строительства храма нет. Одни утверждают, что он был построен во времена династии Юань, другие, что еще раньше при династии Тан в 760 году. Перестраивался он несколько раз. Первый раз в 1425 году (династия Мин) и два раза при династии Цин : в 1678 и 1748 годах.

Храм состоит из пяти дворов. Вход в храм - Ворота Махаяны (Mahayana Gate), над которыми на каменной табличке написан "Приказ основать Храм Благоухающих Пределов" императором Цяньлуном. Внутри этих ворот вы можете увидеть две статуи охранников Хэн (Heng) и Ха (Ha), которых вместе называют Гухьясамаджа (Guhyasamaja), то есть двух стражей олицетворяло одно лицо.

Гухьясамаджа - седьмой из двадцати одного девов, ставший в буддизме одним из двадцати стражей Дхармы, оберегавших Будду. В китайской культуре он имел большое символическое значение и стал известен, как "Хэн и Ха, Два Стража" (слова хэн и ха - поэтическое выражение благоговейного страха и храбрости). Эти две статуи были созданы уже в наше время, так как старые погибли во времена Культурной Революции.

Фото. Хэн и Ха, Два Стража

Хэн и Ха, Два Стража

Далее расположен дворик, в котором находятся гроты и беседки со статуями святых внутри. Рядом с восточным углом находится большое дерево магнолии высотой с само здание. Говорят, что это дерево было посажено во времена династии Мин и больше деревьев такого рода на Бадачу нет.

Пройдя каменные ворота, вы окажетесь во втором дворе храма, где расположен Зал Небесных Королей (天王殿 - Тяньвандянь - Tianwangdian - Hall of Heavenly Kings), в котором кроме четырех небесных стражей находятся статуи Майтреи и Сканда. Во дворе также стоят : слева Барабанная Башня, а справа - Башня Колокола. Здесь же растет древняя сосна, которая напоминает дракона, качающегося на волнах в море, от чего она получила название Сосна Дракона (龙松 - Dragon Pine). Эта китайская сосна высотой 14,3 метра и в диаметре 93 сантиметра имеет возраст более 500 лет.



Небесные Короли (Heavenly Kings) - в буддизме обычно четыре бога-хранителя, каждый из которых оберегает одну из четырех сторон света. Четыре Небесных Короля являются защитниками мира и борцами со злом, каждый имеет в распоряжении легион сверхъестественных существ для защиты дхармы. Они охраняют четыре континента, и не пускают асуров в высшие миры богов. В китайских храмах статуи этих королей часто ставят симметрично по обоим сторонам одного из первых залов храма - отсюда и название такого зала.

Фото. Небесный Король Востока Дхритараштра


Небесный Король Востока Дхритараштра
Дхритараштра (Dhritarastra) или по китайски Чи Го Тянь (Chi Guo Tian), что означает "тот, кто поддерживает государство" или "смотрящий за землями", изображается в белом цвете и является Королем Гандхарв (одних из полу-богов). Он часто изображается играющим на пипе, китайском 4-струнном щипковом музыкальном инструменте типа лютни. Считается, что своей музыкой он обращает разумных существ в Буддизм. Так как Дхритараштра страж Востока, то он обитает в Золотом Дворце на востоке Четырех Небес.

Небесный Король Юга Вирудхака
Вирудхака (Virudhaka), что по китайски звучит, как Цзэн Чжан Тянь (Zeng Zhang Tian) ("тот, кто увеличивает" или "Повелитель Роста"), изображается в синем цвете и является правителем Юга и Королем Кумбхандов (демонов, похожих на тыкву, которые забирают мужскую жизненную силу). Этот небесный король держит в руке меч и защищает дхарму и разумных существ. Вирудхака живет в Стеклянном Дворце на юге Четырех Небес и охраняет Юг.

Фото. Небесный Король Севера Вайшравана


Небесный Король Запада Вирупакша
Вирупакша (Virupakkha) по китайски звучит, как Гуан Му Тянь (Guang Mu Tian), что означает "тот, кто видит все". Он король Запада, поэтому обитает в Серебряном Дворце на западе Четырех Небес. Как повелителя Нагов (змей и драконов), его часто изображают в красном цвете со змеей, обвившейся вокруг его левой руки и мечом или драгоценным камнем в правой.

Небесный Король Севера Вайшравана
Вайшравана (Vaisravana) или по китайски До Вэнь Тянь (Duo Wen Tian), что означает "тот, кто слышит все" также носит имя Бог Богатства (Кубера - Kubera - God of Wealth). Его изображают в зеленом цвете с гневным выражением лица. Он держит зонтик в своей левой руке и мангуста в правой, чтобы отпугнуть демонов и защитить людское благосостояние. Он охраняет Север и живет в Хрустальном Дворце на севере Четырех Небес.

Следующий зал храма - Зал Юаньтун (圆通殿 - Yuantong Hall). В нем поклоняются Трем Святым Запада : Амитабхе (в центре), Авалокитешваре (слева) и Махастхамапрапта (справа), которых вместе называют Святыми Амитабхи. Обратите внимание на стелу, стоящую в левой части двора этого зала (на ней вместо надписей портрет). Согласно исследованиям, изначально эта стела была создана для Храма Совершенства (Temple of Perfection) династии Мин. Во время перестройки Храма Царской Благосклонности (Temple of Royal Favor - это бывшее название Храма Благоухающих Пределов) в 1678 году старую надпись стерли, а на ее месте вырезали новую, сделанную императором Канси (康熙 Kangxi). Она звучит : "Молящийся Будда". Портрет Авалокитешвара на стеле идентичен тому, что был на фресках Храма Фахай династии Мин в Пекине, особенно это касается стиля.

Фото. Стела с портретом Авалокитешвара

Стела с портретом Авалокитешвара

В следующем дворе храма находится Зал Будд Трех Миров (三世佛殿 - Саньшифодянь - Sanshifodian - Hall of Buddhas of Three Worlds). По всей видимости это и было Хранилище Манускриптов (藏经楼 - Цанцзинлоу - Cangjinglou - Scripture Repository) в старые времена. Под передним скатом крыши висит большая табличка с надписью Зеркало Мудрости, Мир Совершенства (Mirror of Wisdom, World of Perfection), а слова, написанные на колоннах, принадлежат императору Цяньлуну династии Цин. В этом зале поклоняются Буддам Трех Миров : Шакьямуни в центре, Бхайшаджьягуру слева и Амитабха справа. На платформах на каждой стороне зала находятся статуи 18 архатов, которые были сделаны в 1990 году по образу старых, уничтоженных во времена Культурной Революции. Два китайских каштана перед этим залом были посажены во времена династии Мин.



Бхайшаджьягуру (Bhaisajyaguru) - буквально «Гуру-целитель», «Наставник-лекарь» - глава восьми Будд Медицины. Иногда Будду Медицины называют Вайдурьяпрабхараджа (букв. «Владыка Лазуритового (Бериллового) Сияния»). Лазурит в разных культурах уже многие тысячи лет считается лечебным камнем. В символическом значении он является самой чистотой, то есть очищает от любых болезненных проявлений не только на физическом, но и на духовном уровне. Поэтому Будду Медицины называют ещё Буддой Исцеления.

Фото. Зал Будд Трех Миров


Буддисты Тибета уверены, что если с верой прикоснуться к изображению Бхайшаджьягуру, то можно исцелиться от любой болезни. Практика Будды Медицины, как считают практикующие её буддисты, обладает невероятной силой. Даже просто повторение имени этого будды может защитить от многих болезней и неблагоприятных последующих перерождений. Если же ежедневно начитывать мантру Бхайшаджьягуру, то можно не только заранее оградить себя от множества заболеваний, но и очистить отрицательную карму и усмирит вредоносных духов, причиняющих страдания. Молитвы к Будде Медицины действенны и для благополучного решения мирских дел.

В последнем дворе храма располагается бывший Походный Дворец (行宫 - Сингун - Xinggong - Travelling Palace). Здесь расположен Кабинет Дальнего Вида (Study for Distant Viewing), от куда открывается прекрасный вид на холмы и равнины западной части пригородов столицы.

Далее дорога ведет к следующему Великому Месту Бадачу - Пещере Драгоценной Жемчужины

В начало

ПЕЩЕРА ДРАГОЦЕННОЙ ЖЕМЧУЖИНЫ

Первое, что вас встретит, на подъеме к Пещере Драгоценной Жемчужины (Баочжудун - Baozhudong - Cave of Precious Pearl) - это небольшой храм, построенный в последние годы династии Цин. Он возведен в честь Гуань Ю, героя периода Трех Царств. Его почитают даосы, буддисты и конфуцианцы. Строки на опорах крыльца сравнивают его моральные устои с яркостью солнца и луны.

Фото. Статуя Гуань Ю

Статуя Гуань Ю

Далее вы увидите мемориальную арку Пайлоу с надписью Место для Счастья (Place of Happiness) на одной стороне и Лес Прочности (Forest of Solidity) на другой, сделанные императором Цяньлуном. Также здесь можно увидеть большой камень с поэмами различных императоров. Павильон над этим камнем был построен в 1990 году. Сейчас надписи на камне немного восстановили, а раньше здесь можно было ясно прочитать только "Записано императором Цяньлуном". В 1748 году этот император, совершая путешествие к Пещере Баочжу, экспромтом написал три поэмы, высоко оценивая очарование этого места.

Сам Храм Драгоценной Жемчужины был построен в 1780 году. Он состоит из двух залов, двух дополнительных строений и павильона. Главный зал в храме - это Зал Гуаньинь (观音殿 - Guanyin Hall). В этом зале поклоняются Авалокитешваре, чью женскую ипостась в Китае зовут Гуань Инь, а также Самантабхадре (он сидит на белом слоне слева) и Манджушри (он сидит на льве справа). В Буддизме они втроем символизируют вечность.



Самантабхадра (Samantabhadra, букв. "Всеобще уважаемый") - бодхисаттва в Махаяна Буддизме, ассоциируется с буддистскими практиками и медитацией. Вместе с Буддой Шакьямуни и бодхисаттвой Манджушри он образует Троицу Шакьямуни в Буддизме. Он покровитель Сутры Лотоса и, в соответствии с Аватамсака-Сутрой, дал десять великих обетов, которые стали основополагающими принципами бодхисаттвы. Самантабхадра ассоциируется с действием, в то время как бодхисаттва Манджушри - с мудростью.

Фото. Статуя Самантабхадра в Зале Гуаньинь


В Китае Самантабхадра известен как Пусянь (Puxian) и иногда изображается с женскими чертами, одетым в такое же платье и обликом, похожим на некоторые женские описания Куань Инь (Kuan Yin). Часто его представляют, едущим на слоне с шестью парами бивней и с балдахином из лепестков лотоса. В таком обличье Самантабхадра почитается как бодхисаттва-покровитель монастырей, ассоциируемых с Горой Эмэй на западе Китая. Есть поверье, что белый слон, на котором едет Самантабхадра, был тем же слоном, который приснился царице Майи, матери Будды Шакьямуни, в ночь его зачатия.

Пещера, давшая название храму, находится позади Зала Гуаньинь. Само название пещеры возникло либо из-за камня около ее входа, который напоминает большую жемчужину, либо благодаря белому и черному галечнику на скале, напоминающему жемчужины, ярко сияющие на свету. Не смотря на то, что площадь пещеры всего 25 квадратных метров, один монах династии Цин по имени Хай Сю (Hai Xiu) прожил здесь 40 лет, хотя император Канси много раз приглашал его во дворец. Статуя этого монаха находится внутри пещеры. По преданиям Хай Сю мог изгонять призраков, повторяя буддистские заклинания, за что получил прозвище Бодхисаттва Короля Призрака (King-of-the-Ghost-Bodhisattva).

Храм Драгоценной Жемчужины - наивысшая точка из всех Восьми Великих Храмов, и может поэтому второе строение храма было названо Павильон Дальнего Вида (眺远亭 - Тяоюаньтин - Tiaoyuanting - Pavilion for Distant Viewing). В ясный день от сюда можно увидеть весь Пекин с озером Куньмин на востоке и рекой Юндин на юго-западе с панорамой города в центре. А сразу внизу видны все остальные места парка Бадачу.

Фото. Пещера Драгоценной Жемчужины

Пещера Драгоценной Жемчужины

На этом наше восхождение не заканчивается. Я настоятельно рекомендую подняться на саму вершину холма Пинпо. Тропинка к ней начинается слева от Храма Гуань Ю - от сюда до вершины 300 метров. C этой точки открывается панорамный вид не только на город Пекин, но и соседние Ароматные Холмы и Летний Дворец.

Итак, осталось последнее из Восьми Великих Мест - Храм Чжэнгосы. Вы можете спуститься к нему пешком, либо воспользоваться канатной дорогой или аттракционом Скоростной Спуск.

В начало

ХРАМ ЧЖЭНГОСЫ

C названием последнего из восьми великих мест Бадачу полная путаница. Его называют и Скала Загадочного Демона, и Храмом Буддизма и Храмом Умиротворяя Нацию. Попробуем разобраться.

Скала Загадочного Демона (秘摩崖 - Мимоянь - Mimoyan - Mysterious Devil's Cliff) расположена на вершине холма Луши (卢师山 - Lushi Shan). Это место было обустроено еще во времена династии Суй, а сегодняшнее название получило в период с 1457 по 1464 года династии Мин. Поднимаясь по холму Луши к этой скале, вы пройдете по долине, засаженной деревьями, прежде чем попадете в старый храм, известный, как Храм Буддизма (Чжэнгосы - Zhengguosi - Temple of Buddhahood) или Храм Умиротворяя Нацию (Temple of Pacifying the Nation). Такая разница в названиях при одинаковых иероглифах связана с похожим звучанием слов по китайски.

Фото. Входные Ворота

Входные Ворота

Храм Чжэнгосы ранее носил названия Храм Ганьин (Ganying Temple), а позже Храм Чжэньхай (Zhenhai Temple). Это самый старый из всех храмов Бадачу - возможно он был построен еще во времена династий Тан или Суй. Храм несколько раз ремонтировался в период династий Юань и Мин прежде чем был назван Чжэнгосы в 1460 году. Здесь до сих пор сохранилась 1200 летняя китайская фисташка, которая была свидетельницей его взлетов и падений.

Сам храм смотрит на юг. Две большие каменные стелы стоят по каждой стороне от длинной лестницы, ведущей к его входным воротам, где находятся две статуи стражей Хэн и Ха. Главным залом храма является Зал Будд Трех Миров (三世佛殿 - Саньшифодянь - Sanshifodian - Hall of Buddhas of Three Worlds), в котором установлены статуи Шакьямуни в центре, Бхайшаджьягуру слева и Амитабхи справа. Здесь же можно увидеть стелу со свидетельствами сострадания Будды и двух метровый бронзовый колокол (все времен династии Мин).

Но главная достопримечательность храма - огромная нависающая скала с нишами под ней - Скала Загадочного Демона. Чтобы попасть к ней, пройдите через небольшие ворота по извилистой дорожке на северо-запад (налево) от главного зала. В этой скале, со стороны напоминающей рычащего льва, сделаны два грота, у которых можно увидеть иероглифы : Пещера Искренности ( 真武洞 - Чжэньудун - Zhenwudong - Sincerity Cave) и Долина Природного Уединения ( 天然幽谷 - Тяньжаньюгу - Tianranyougu - Natural Tranquil Valley). Эти надписи, а также множество других, оставленных посетителями, можно прочитать на камнях.

Фото. Грот Долина Природного Уединения

Грот Долина Природного Уединения

Сами гроты были местом, где монах Луши (Lushi) практиковал Буддизм. Этот монах попал сюда в седьмом столетии, путешествуя с юга Китая на маленькой лодке. Ему, за его способность вызывать дождь, официально присвоили имя Откликающийся Будда (Response Buddha). С этим связана одна легенда, где говорится, что два дракона, которых он принял, как учеников, пришли на помощь местным жителям во время ужасной засухи. Сразу после этого этот холм был назван холмом Луши, а Скалу Загадочного Демона переименовали в Пещеру Луши. По прошествии веков эти драконы стали героями множества сказочных историй и объектами поклонения за их добрые дела.

Сейчас в гротах Скалы Загадочного Демона можно увидеть маленькие статуи, некоторые из которых одеты в ярко-желтые сутаны.

На этом экскурсия по парку Бадачу закончена.

В начало

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Время работы (время местное):
с 16 апреля по 31 августа : 06:00 - 20:00 (касса работает до 19:00)
с 1 сентября по 15 ноября : 06:00 - 19:30 (касса работает до 18:30)
с 16 ноября по 15 апреля : 06:00 - 19:00 (касса работает до 18:00)
Стоимость билетов:
взрослый - 10 юаней
детский - 5 юаней (рост до 1,2 метра)
Канатная дорога и скоростной спуск :
время работы : 09:15 - 16:45
стоимость билетов :
канатка - 50 юаней в одну сторону
скоростной спуск - 60 юаней
канатная дорога и скоростной спуск - 100 юаней
для детей ростом до 1,4 метра - билет в пол-цены
Как добраться:
1. метро : линия 1 - станция Pingguoyuan (苹果园), далее на автобусе 972 или возьмите такси. Обратите внимание, что эта станция конечная, и поэтому здесь полно таксистов-частников, бойко предлагающих свои услуги. Лицензированное такси вам обойдется в 15-20 юаней, в этих пределах и торгуйтесь с бомбилами, а иначе выходите на дорогу ловить обычное такси или искать автобусную остановку.
Фото. Как найти остановку автобуса 972

Как найти остановку автобуса 972

2. автобусы : 347, 389, 598, 958, 972 остановка Badachu (八大处). Эта остановка - конечная. Обратно до 1-ой линии метро вы также можете доехать и на автобусе 598 до станции Bajiao Amusement Park (八角游乐园), и 958 до станции Gucheng Lu (古城路).

ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ GPS

Все точки даны в WGS 84:
  1. Станция Pingguoyuan 1-ой линии метро - 39°55,526'N, 116°10,313'E
  2. Вход в парк и кассы - 39°57,220'N, 116°10,812'E
  3. Нижняя станция канатной дороги - 39°57,434'N, 116°10,763'E
  4. Верхняя станция канатной дороги - 39°57,821'N, 116°10,303'E
  5. Храм Вечного Спокойствия - 39°57,048'N, 116°10,855'E
  6. Храм Небесного Огня - 39°57,327'N, 116°10,654'E
  7. Монастырь Трех Холмов - 39°57,437'N, 116°10,619'E
  8. Храм Великой Печали - 39°57,469'N, 116°10,526'E
  9. Монастырь Источника Дракона - 39°57,448'N, 116°10,376'E
  10. Храм Благоухающих Пределов - 39°57,653'N, 116°10,333'E
  11. Пещера Драгоценной Жемчужины - 39°57,788'N, 116°10,153'E
  12. Храм Чжэнгосы - 39°57,602'N, 116°10,868'E