Версия для печати

Арт Зона 798 (798艺术区)

Фото. Арт Зона 798

По материалам из Википедии.

Арт Зона 798 (Ишуцюй - Yishuqu - Art Zone 798) или Арт Район Дашаньцзы (Dashanzi Art District) - это часть района Чаоян на северо-востоке Пекина, которая стала домом для многочисленного артистического сообщества. Особенный колорит этому месту придает то, что оно расположено на месте старых заводов и фабрик. Его сравнивают с Нью-Йоркской Гринич-виллидж или SoHo. Часто этот район называют Завод 798, хотя технически Завод 798 был только частью промышленного комплекса, известного как Объединенный Завод 718 (Joint Factory 718).

СТРОИТЕЛЬСТВО

Индустриальный комплекс Дашаньцзы был частью "Плана Социалистической Унификации" в области военно-промышленного сотрудничества между Советским Союзом и Народной Китайской Республикой. В рамках этого плана к 1951 году были построены 156 "объединенных заводов". Однако Народно-Освободительная Армия все еще нуждалась в современном электронном оборудовании, которое в то время производили только два завода из 156.

Так как большинство электроники в СССР тогда поступало из Восточной Германии, то было принято решение привлечь к разработке проекта немецких специалистов. В 1951 году по распоряжению Премьера Чжоу Эньлая была сформирована группа из ученых и инженеров с целью направления в Восточную Германию для посещения промышленных предприятий. А уже в начале 1952 года китайская подготовительная группа выехала в Восточный Берлин для разработки проекта нового завода, который получил название Проект 157.

Фото. Арт Зона 798

Арт Зона 798

Архитектурную часть проекта отдали немцам, которые под влиянием школы "Баухауз" предпочли функциональный дизайн "украшательскому" советскому стилю, чем вызвали определенные споры между немецкими и советскими специалистами. Одной из особенностей данного проекта стало максимальное использование естественного освещения, что привело к появлению характерного "зубчатого" дизайна заводских помещений. Интересно отметить - все окна были направлены на север - это давало меньше света, но такое освещение позволяло уменьшить количество теней.

Для строительства был выбран участок площадью 640000 кв. метров в районе Дашаньцзы на северо-востоке Пекина - тогда там располагались сельско-хозяйственные угодья. Сам комплекс занимал площадь 500000 кв. метров и получил официальное название Объединенный Завод 718 (согласно китайским правилам классификации обозначение военных предприятий начиналось с цифры 7). Проект полностью финансировался китайской стороной и по тем временам был огромный : 140 миллионов юаней.

Строительство началось в апреле 1954 года. Работы сопровождались разногласиями между немецкими, советскими и китайскими экспертами, что однажды привело к остановке строительства на шесть месяцев. В основном споры велись вокруг немецких высоких, но дорогих стандартах качества в строительстве и машиностроении. Например, немецкие специалисты, имея на руках исторические данные по землетрясениям, требовали строительства зданий устойчивых к восьми-бальному землетрясению, в то время как китайские и советские эксперты предлагали остановиться на семи-бальном.

Фото. Арт Зона 798

Арт Зона 798

На пике строительства в работах принимало участие более 100 немецких специалистов, а снабжение стройки осуществляли 22 завода. Поставки оборудования шли напрямую через Советский Союз по Транс-Сибирской Магистрали. Для доставки его к заводам был построен 15-километровый участок от Пекинского Вокзала к станции Дунцзяо (Dongjiao).

В начало

РАБОТА

Объединенный Завод 718 начал работать в 1957 году, чему предшествовала грандиозная церемония открытия, демонстрировавшая коммунистическое братство между Китаем и Восточной Германией. Первым директором завода стал Ли Жуй (Li Rui - 李瑞), который принимал участие в переговорах в Берлине.

Завод 718 быстро завоевал репутацию, как один из лучших в Китае. Были созданы хорошие социальные условия для работников, особенно если принять во внимание существовавшую бедность в стране во время периода "Большого Скачка".

Фото. Арт Зона 798

Арт Зона 798

Среди прочего завод предоставлял :
- самое лучшее жилье, доступное для рабочих в Пекине - это были полностью обставленные комнаты и всего за 1/30 зарплаты
- проводились мероприятия в различных областях : спорт, танцы и плавание
- завод имел свои собственные команды по футболу, баскетболу и волейболу, которые считались одними из лучших на меж заводских соревнованиях
- была создана команда по мотокроссу, выступавшая на немецких мотоциклах в гонках и показательных выступлениях
- был сформирован оркестр, который играл не только революционные гимны, но и классическую западную музыку
- на заводе имелась библиотека с книгами на китайском и иностранных языках, создавались литературные клубы
- заводская поликлиника (Jiuxianqiao Hospital) имела немецкое оснащение, включая самое современное стоматологическое оборудование в Пекине

На заводе даже была своя собственная добровольная военная дружина или Цзиньвэйши (近卫师 - Jinweishi), которая насчитывала сотни членов и имела на вооружении не только стрелковое оружие, но и зенитные установки

Благодаря обмену и тренировкам в сотрудничестве с Восточной Германией, а также системе наград и отличий мастерство рабочих и их мотивация были на очень высоком уровне. Ну а политическая учеба и изучение трудов Мао поддерживало моральный дух в соответствии с доктриной Коммунистической Партии Китая. Во время Культурной Революции на стенах заводских цехов были написаны изречения Мао, которые и сейчас можно увидеть в галереях и выставочных павильонах.

Фото. Арт Зона 798

Арт Зона 798

На завод часто приезжали известные люди, например : Дэн Сяопин (邓小平 - Deng Xiaoping), Цзян Цзэминь (江泽民 - Jiang Zemin), Лю Шаоци (刘少奇 - Liu Shaoqi), Чжу Дэ (朱德 - Zhu De) и Ким Ир Сен.

Объединенный Завод 718 производил широкий спектр оборудования военного и гражданского назначения. Например в гражданской области, здесь были выпущены акустическое оснащение для Пекинского Рабочего Стадиона и Зала Народного Собрания, а также громкоговорители для Площади Тяньаньмэнь и проспекта Чанань. Военные компоненты экспортировались союзникам Китая, например, в Северную Корею, что позволило создать там производство радиооборудования.

После 10 лет работы Объединенный Завод 718 с целью улучшения эффективности управления был разбит на несколько частей : заводы 706, 707, 751, 761, 797 и 798. Первым директором завода 798 (самого большого) стал партийный секретарь Фу Кэ (傅克 - Fu Ke), который сыграл большую роль в наборе для завода высококвалифицированных рабочих из южного Китая и вернувшихся из-за границы.

Фото. Арт Зона 798

Арт Зона 798

Однако во время реформ Дэн Сяопина в 1980-ых годах начались трудные времена. Лишившись государственной поддержки, как и многие другие госпредприятия, завод стал сворачивать производство, пока в конце 1980-ых и начале 1990-ых выпуск продукции не остановился полностью. Шестьдесят процентов рабочих было уволено, а оставшиеся управленцы преобразовали комплекс в "Seven-Star Huadian Science and Technology Group", которая занималась сдачей в аренду пустующие помещения бывших производств.

В начало

НОВОЕ РОЖДЕНИЕ

В то время, как комплекс Дашаньцзы пустовал, сообщество современных художников Пекина подыскивало себе новые помещения. Правительство не одобряло современное искусство, поэтому традиционно художники существовали на окраинах города. С 1984 по 1993 годы они базировались рядом со Старым Летним Дворцом, пока их не выселили. Затем они вынуждены были переехать на восток округа Тунсянь (Tongxian) - сейчас район Тунчжоу (Tongzhou), что было более чем в часе езды от центра города.

В 1995 году Пекинская Академия Изящных Искусств (Beijing's Central Academy of Fine Arts) в поисках дешевого, просторного и далекого от центра Пекина места для мастерских обосновалась в заброшенном заводе 706. Временный переезд стал постоянным и в 2000 году Суй Цзяньго (隋建国 - Sui Jianguo), декан Скульптурного факультета, перенес свою собственную студию в это место.

Фото. Арт Зона 798

Арт Зона 798

В 2001 году техасец Роберт Бернел (Robert Bernell) перенес свой книжный магазин Timezone 8 Art Books и издательство (основанное в 1997 году) в бывшую заводскую столовую. Он был первым иностранцем обосновавшемся в Арт Зоне. Одной из первых работниц этого книжного магазина была модельер Сяо Ли (Xiao Li), которая вместе со своим мужем, артистом Цан Синем (Cang Xin), помогала художникам арендовать площади в этом районе.

Постепенно художники и дизайнеры, привлеченные большими пространствами, стали перебираться в Арт Зону 798. Несмотря на отсутствие какой-либо особенной эстетики в стиле Баухауз, который заставил архитектурную красоту работать в практической, индустриальной плоскости, эти ниспадающие арки и устремленные вверх трубы производили на людей неизгладимое впечатление. Во время работ по обновлению помещений под мастерские и галереи художники сохранили старые изречения Мао, что добавило этому месту своеобразный оттенок "Маоистского китча".

В 2002 году Табата Юкихито (Tabata Yukihito) из Токийской Галереи основал Beijing Tokyo Art Projects (BTAP) в главном цеху Завода 798. Это был первый проект подобного уровня в этом районе, поэтому название завода стало ассоциироваться со всей Арт Зоной. В том же году прошла премьерная выставка "Beijing Afloat", которая привлекла около тысячи человек и стала началом популярности Арт Зоны уже у простых людей.

Фото. Арт Зона 798

Арт Зона 798

В том же 2002 году дизайнер Хуан Жуй (黄锐 - Huang Rui) и фотограф Сюй Юн (徐勇 - Xu Yong) основали галерею 798 Space (时态空间) недалеко от BTAP. Это пространство площадью 1200 кв. метров стало и до сих пор является символическим центром всего художественного района. Хуан и Сюй приняли участие в создании по меньшей мере семи галерей и стали движущей силой и де-факто рупором этого района.

Популярность Арт Зоны сильно расширилась с момента открытия BTAP и 798 Space в 2002 году, появились новые галереи, мастерские, издательства, дизайнерские компании, ателье, а также кафе и рестораны. Появились и модные клубы, например, "Vibes" Чжоу Ина, известного своими фетиш-ночами. Бывшее заводское кафе стало Янь Клубом (Yan Club), принадлежащим хорошо известному пекинскому светскому льву и писателю Ли Сюэбину (Li Xuebing).

В соответствии с духом художественной коммуны большинство галерей и пространств на Дашаньцзы не берут деньги ни с посетителей, ни с участников выставок. Для своего материального поддержания они проводят прибыльные модные показы и корпоративы, например : запуск новых продуктов от Sony, Omega, Christian Dior, Royal Dutch Shell и Toyota.

Фото. Арт Зона 798

Арт Зона 798

Район Дашаньцзы стал центром зарождающейся пекинской "BoBo" (богемной буржуазии). Хуан Жуй и Сюй Юн - типичные ее представители. Ну а гуру среди них - артист, куратор и архитектор - Ай Вэйвэй (艾未未 - Ai Weiwei), чей дом недалеко от арт-зоны стал настоящим законодателем моды в своей области. Ай был художественным консультантом при проектировании вместе со швейцарской фирмой Herzog & de Meuron Пекинского Национального Стадиона для летней Олимпиады 2008 года, также известного, как "Птичье Гнездо". Правда в последствии он дистанцировался от проекта в связи с политическими трениями с властями.

Но за все надо платить, в том числе и за популярность. В отсутствии какого-либо контроля за арендной платой она стала подниматься. В 2000–2001 годах плата составляла 0,8 юаней за кв. метр в сутки (24 юаня в месяц). В 2003 году она слегка поднялась до 30 юаней в месяц за кв. метр, но уже в 2004 году аренда подскочила в два раза до 60 юаней в месяц. Учитывая, что средняя площадь галереи составляет 200-400 кв. метров, цена аренды стала очень высокой и это без учета вложений на реконструкции к выставкам и шоу.

В начало

УГРОЗА ЗАКРЫТИЯ

Когда район Объединенного Завода 718 выбирался для Арт Зоны, одним из главных критериев была его отдаленность от центра. Сейчас же Арт Зона 798 расположена в стратегическом коридоре между центром Пекина и международным аэропортом вдоль линии Аэроэкспресса. Учитывая строительный бум в Китае, появилась большая вероятность перестройки района Дашаньцзы, что можно наблюдать на западных подходах к комплексу со стороны двух многоквартирных башен Цзюсянь и Хунюань. Появилось несколько планов по расширению застройки на территорию Арт Зоны и превращению ее в хай-тек парк подобно Джунгуаньцунь.

Фото. Арт Зона 798

Арт Зона 798

Влиятельные члены художественного сообщества стали обращаться в различные государственные инстанции с просьбами оставить старые постройки Дашаньцзы в неизменном виде, как часть своеобразного культурного центра Пекина. В 2003 году Международный Архитектурный Салон (International Architects Salon) собрал архитекторов из различных международных архитектурных ассоциаций с целью привлечения внимания к Арт Зоне. Кроме того, местные скульптуры стали предлагать местным властям реальные планы по развитию Дашаньцзы.

Также были сделаны попытки обратиться к чувствам землевладельца, указывая на подобные примеры с Нью-Йоркской Гринич-виллидж и SoHo, где экономическая привлекательность недвижимости в этих районах является следствием в том числе и наличием этих арт-зон. Но эти аргументы не возымели действие. Более того, в 2004 году Seven-Star Group заморозила сдачу в аренду новых помещений и запретила любую реконструкцию старых. Арендаторы были вынуждены прибегнуть к разделению помещений и субаренде, чтобы избежать попыток землевладельца запретить аренду помещений культурными организациями и иностранцами. Наконец, арендаторам был выставлен ультиматум - освободить помещения до 31 декабря 2005 года, несмотря на то, что у многих договор аренды был заключен на несколько лет.

Фото. Арт Зона 798

Арт Зона 798

Но к концу 2007 года было принято решение, что существовать Дашаньцзы должен в своем текущем формате, как Арт Зона. В 2009 году начался новый расцвет Арт Зоны 798 : прошла реконструкция, открылись новые галереи и студии, арт-кафе и бутики.

В начало

ПРОГУЛКА ПО АРТ-ЗОНЕ

Арт Зона 798 занимает довольно большую площадь и представляет из себя типичную заводскую территорию, где старые цеха и служебные помещения заняты под галереи, студии, бутики и магазины. Выделить какой-либо маршрут по этому району практически не возможно. Если вы увлекаетесь современным китайским искусством или вам хочется увидеть творчество какого-либо определенного художника, то вам лучше воспользоваться интернетом для поиска определенного места в Арт-зоне, которое стоит посетить.

В противном случае, вы можете просто бродить по Дашаньцзы, "нарезая квадраты" и заходя в открытые галереи и бутики. Не бойтесь отходить от главных дорог, заглядывая в маленькие закоулки - там можно найти настоящие сокровища.

Помните, что в ПОНЕДЕЛЬНИК БОЛЬШИНСТВО ГАЛЕРЕЙ ЗАКРЫТО, хотя даже в этот день прогулка по Арт Зоне 798 не оставит вас равнодушными.

Фото. Арт Зона 798

Арт Зона 798

Теперь небольшое замечание по поводу шопинга в этом районе. На страничке "Пекин торговый" автор делит все торговые района города на четыре категории. Арт Зону 798 можно отнести к пятой - все таки чувствуется влияние этого места - вещи, которые здесь продаются весьма оригинальные и подобное вы не найдете в другом месте.

В начало

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Адрес :
Dashanzi 798 Art District (大山子798艺术区)
Время работы:
галереи, бутики, магазины и кафе начинают работать в 10:00
в понедельник большинство галерей закрыты, хотя все остальное работает
Как добраться :
1. метро : линия 10 - станция Liangmaqiao (亮马桥), далее возьмите такси до Арт Зоны (5 км).
2. метро : линия 14 - станция Gaojiayuan (高家园). Эта станция пока закрыта.
3. автобусы : 401, 402, 405, 445, 909, 946, 955, 973, 988, 991 до остановки Dashanzi Lu Kounan (大山子路口南) - эта остановка напротив Входа №2 в арт-зону с улицы Jiuxianqiao Lu (酒仙桥路).
В начало

ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ GPS

Все точки даны в WGS 84:
  1. Станция метро "Liangmaqiao" 10-ой линии - 39°56,907'N, 116°27,298'E
  2. Станция метро "Gaojiayuan" 14-ой линии - 39°58,760'N, 116°28,980'E
  3. Вход №2 в арт-зону - 39°59,098'N, 116°29,017'E
  4. Вход №4 в арт-зону - 39°58,982'N, 116°29,015'E